В начале XX века главным творческим и организующим центром, способствовавшим сохранению национальных традиций и продвигавшим на отечественном и мировом художественных рынках моду на русский стиль, стал Кустарный музей в Москве.
Еще в 1890-е годы под руководством Кустарного музея в Сергиевском посаде открылись Учебная игрушечная и Художественно-столярная мастерские. Расположение мастерских в древнейшем центре русской культуры отразилось на формировании художественной и педагогической концепции, принципах творческого сотрудничества профессиональных художников с народными мастерами. В 1910 году было создано специальное подразделение музея — Музей образцов. Этот музей представлял собой собрание произведений традиционного крестьянского искусства и авторские работы художников музея. Творческая группа художников должна была, основываясь на образцах, разрабатывать проекты новых изделий в русском стиле. С этого момента начался новый этап развития музея, в результате чего при нем появилось собственное производство. Музей начал активно продавать художественные изделия и популяризировать русский стиль.
Художники Кустарного музея в своей работе использовали творческий опыт и художественные методы как абрамцевских, так и талашкинских мастерских. Почти все мастера-кустари, выполнявшие заказы музея, были учениками абрамцевской резчицкой школы, а некоторые перебрались в Сергиевский посад из Талашкина после закрытия там мастерских. Поэтому продукцию, выполненную по заказам музея, отличало чрезвычайное разнообразие как творческих художественных решений, так и технологических приемов.
В экспозиции демонстрируются предметы из трех разных столовых гарнитуров, выполненных по проектам Сергея Малютина — художника, под руководством которого были основаны Талашкинские мастерские. В декоративном оформлении этих ансамблей использованы идеи и целые орнаментальные композиции, впервые разработанные художником еще в Талашкине. В отличие от «талашкинского» периода творчества художника, которому была свойственна избыточная декоративность, гарнитуры 1910-х годов имели более функциональные конструкции, простые «архитектурные» формы с рельефно-резным декором. Вариации на «малютинские» темы создавали многие молодые и менее именитые художники.
Еще в 1890-е годы под руководством Кустарного музея в Сергиевском посаде открылись Учебная игрушечная и Художественно-столярная мастерские. Расположение мастерских в древнейшем центре русской культуры отразилось на формировании художественной и педагогической концепции, принципах творческого сотрудничества профессиональных художников с народными мастерами. В 1910 году было создано специальное подразделение музея — Музей образцов. Этот музей представлял собой собрание произведений традиционного крестьянского искусства и авторские работы художников музея. Творческая группа художников должна была, основываясь на образцах, разрабатывать проекты новых изделий в русском стиле. С этого момента начался новый этап развития музея, в результате чего при нем появилось собственное производство. Музей начал активно продавать художественные изделия и популяризировать русский стиль.
Художники Кустарного музея в своей работе использовали творческий опыт и художественные методы как абрамцевских, так и талашкинских мастерских. Почти все мастера-кустари, выполнявшие заказы музея, были учениками абрамцевской резчицкой школы, а некоторые перебрались в Сергиевский посад из Талашкина после закрытия там мастерских. Поэтому продукцию, выполненную по заказам музея, отличало чрезвычайное разнообразие как творческих художественных решений, так и технологических приемов.
В экспозиции демонстрируются предметы из трех разных столовых гарнитуров, выполненных по проектам Сергея Малютина — художника, под руководством которого были основаны Талашкинские мастерские. В декоративном оформлении этих ансамблей использованы идеи и целые орнаментальные композиции, впервые разработанные художником еще в Талашкине. В отличие от «талашкинского» периода творчества художника, которому была свойственна избыточная декоративность, гарнитуры 1910-х годов имели более функциональные конструкции, простые «архитектурные» формы с рельефно-резным декором. Вариации на «малютинские» темы создавали многие молодые и менее именитые художники.