Большая Пысса — село в Удорском районе Республики Коми, расположенное на берегу реки Мезень. Скромное, ничем не примечательное место, не раз изображалось на картинах Владимира Федоровича Стожарова.
Послевоенное время и следующие за ним два десятилетия в культуре СССР характеризовались большим интересом к многообразию художественных образов страны. Особое внимание уделялось темам русской деревни, пейзажной живописи, памятникам древнерусского зодчества. После всех военных тягот, лишений и потерь особенно трепетно воспринимались привычные образы повседневной жизни.
Именно в это время Русский Север переживал свое «второе рождение» в мире искусства. Последний раз такой интерес к нему появлялся в 1880-1890-х годах: времени «национального» или «русского» стиля в изобразительном искусстве. Однако в XIX веке это была переработка оригиналов в декоративном, нарядном ключе. Искусство же XX века вывело на первый план реалистичную красоту этого сурового и таинственного края.
Владимир Стожаров много ездил по стране в 1960-е годы. Из поездок, которые иногда длились по полгода, он привозил множество этюдов и законченных работ. Русский Север занял особое место в его творчестве. Он объездил Вологодскую, Архангельскую области, Республику Коми, где запечатлел множество небольших северных поселений. Неслучайно его называют поэтом северной деревни — именно она стала одной из главных героинь в его работах.
«Когда я пишу свои картины, рисую дома… то стремлюсь не просто запечатлеть тот или иной дом… Ведь я знаю, например, что из этого дома двое сыновей ушли на фронт и не вернулись. А в том живет человек, которого жена ждала двадцать лет… мне хочется передать красоту души этих людей через другие образы, обликом дома, в котором они живут, образом земли, по которой они ходят», — так Владимир Стожаров говорил о своем отношении к искусству.
На представленной в собрании музея картине художник показывает нам облик небольшого села Пысса, с его толстостенными рублеными домами с небольшими окнами. Перед ними стройным рядом лежат дрова в поленнице. Во всем проглядывает неторопливый основательный быт северян. Стожаров любил жанровые сцены, оживляющие пейзаж. В этой работе мы видим две женские фигуры в ярких платках, идущие навстречу друг другу. В его работах нет излишней детализации, подробного выписывания и украшательства, скорее его стиль близок к импрессионистическому подходу. Стожаров признанный мастер-колорист. Цвет — определяющий участник действа, задающий облик и настроение картины.
Послевоенное время и следующие за ним два десятилетия в культуре СССР характеризовались большим интересом к многообразию художественных образов страны. Особое внимание уделялось темам русской деревни, пейзажной живописи, памятникам древнерусского зодчества. После всех военных тягот, лишений и потерь особенно трепетно воспринимались привычные образы повседневной жизни.
Именно в это время Русский Север переживал свое «второе рождение» в мире искусства. Последний раз такой интерес к нему появлялся в 1880-1890-х годах: времени «национального» или «русского» стиля в изобразительном искусстве. Однако в XIX веке это была переработка оригиналов в декоративном, нарядном ключе. Искусство же XX века вывело на первый план реалистичную красоту этого сурового и таинственного края.
Владимир Стожаров много ездил по стране в 1960-е годы. Из поездок, которые иногда длились по полгода, он привозил множество этюдов и законченных работ. Русский Север занял особое место в его творчестве. Он объездил Вологодскую, Архангельскую области, Республику Коми, где запечатлел множество небольших северных поселений. Неслучайно его называют поэтом северной деревни — именно она стала одной из главных героинь в его работах.
«Когда я пишу свои картины, рисую дома… то стремлюсь не просто запечатлеть тот или иной дом… Ведь я знаю, например, что из этого дома двое сыновей ушли на фронт и не вернулись. А в том живет человек, которого жена ждала двадцать лет… мне хочется передать красоту души этих людей через другие образы, обликом дома, в котором они живут, образом земли, по которой они ходят», — так Владимир Стожаров говорил о своем отношении к искусству.
На представленной в собрании музея картине художник показывает нам облик небольшого села Пысса, с его толстостенными рублеными домами с небольшими окнами. Перед ними стройным рядом лежат дрова в поленнице. Во всем проглядывает неторопливый основательный быт северян. Стожаров любил жанровые сцены, оживляющие пейзаж. В этой работе мы видим две женские фигуры в ярких платках, идущие навстречу друг другу. В его работах нет излишней детализации, подробного выписывания и украшательства, скорее его стиль близок к импрессионистическому подходу. Стожаров признанный мастер-колорист. Цвет — определяющий участник действа, задающий облик и настроение картины.