Паоло Кальяри, более известный как Веронезе (родившийся в Вероне) — итальянский художник, один из ярчайших представителей венецианской школы. Пятый из сыновей скульптора и каменотеса Габриэле Кальяри, он учился у своего дяди, венецианского живописца Антонио Бадиле. Позже он женился на его дочери.
В середине XVI века Веронезе расписывал плафоны в венецианском Дворце дожей, а после — украшал церковную ризницу. Это принесло ему большую известность и много заказов. Веронезе работал в Риме, Мантуе, Падуе, родной Вероне и других городах.
Как и все представители венецианской школы, Веронезе был прежде всего колористом. Он чередовал насыщенные цветовые пятна и нежные оттенки, предпочитая холодную серебристую красочную гамму.
Веронезе часто писал портреты, реже пейзажи, но основной темой его творчества были библейские сюжеты. При этом работы живописца были довольно смелыми: он одевал евангельских героев в современные венецианские наряды, вводил в полотна разнообразные светские мотивы.
В том же ключе выполнена и работа «Христос и грешница» (второе название — «Блудница перед Христом»). По легенде, толпа привела к Христу неверную жену, которую по закону следовало побить камнями. Когда Иисуса спросили, как с ней поступить, он ответил: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень».
На картине художник резко выдвигает своих героев на первый план, максимально приближая их к зрителю, чтобы сделать образы более активными. Он использует характерное композиционное строение: с обоих краев картины Веронезе оставляет как бы срезанные рамой фигуры, изображенные в живом и естественном движении. Из-за такого «кадрирования» действие картины продолжается за ее пределами, но полотно при этом достигает необходимой степени завершенности.
Веронезе использовал в этой работе свои излюбленные приемы: выстроил композицию из множества фигур, наполняющих все пространство, населил религиозное полотно своими современниками, нарядив их и приукрасив.
После одной из картин, выполненных в такой манере, к Веронезе возникли вопросы у Святой инквизиции — его обвинили в богохульстве. Художнику удалось убедить церковь в своей невиновности, но после судебного процесса манера письма Кальяри изменилась: его полотна стали более блеклыми и сдержанными, в них пропали былые живость и контраст.
В середине XVI века Веронезе расписывал плафоны в венецианском Дворце дожей, а после — украшал церковную ризницу. Это принесло ему большую известность и много заказов. Веронезе работал в Риме, Мантуе, Падуе, родной Вероне и других городах.
Как и все представители венецианской школы, Веронезе был прежде всего колористом. Он чередовал насыщенные цветовые пятна и нежные оттенки, предпочитая холодную серебристую красочную гамму.
Веронезе часто писал портреты, реже пейзажи, но основной темой его творчества были библейские сюжеты. При этом работы живописца были довольно смелыми: он одевал евангельских героев в современные венецианские наряды, вводил в полотна разнообразные светские мотивы.
В том же ключе выполнена и работа «Христос и грешница» (второе название — «Блудница перед Христом»). По легенде, толпа привела к Христу неверную жену, которую по закону следовало побить камнями. Когда Иисуса спросили, как с ней поступить, он ответил: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень».
На картине художник резко выдвигает своих героев на первый план, максимально приближая их к зрителю, чтобы сделать образы более активными. Он использует характерное композиционное строение: с обоих краев картины Веронезе оставляет как бы срезанные рамой фигуры, изображенные в живом и естественном движении. Из-за такого «кадрирования» действие картины продолжается за ее пределами, но полотно при этом достигает необходимой степени завершенности.
Веронезе использовал в этой работе свои излюбленные приемы: выстроил композицию из множества фигур, наполняющих все пространство, населил религиозное полотно своими современниками, нарядив их и приукрасив.
После одной из картин, выполненных в такой манере, к Веронезе возникли вопросы у Святой инквизиции — его обвинили в богохульстве. Художнику удалось убедить церковь в своей невиновности, но после судебного процесса манера письма Кальяри изменилась: его полотна стали более блеклыми и сдержанными, в них пропали былые живость и контраст.