Франческо Бассано — итальянский художник, один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения. Он принадлежал венецианской династии живописцев, которая, имея фамилию да Понте, взяла себе прозвище по названию родной местности — Бассано-дель-Граппа, «города у моста».
Отец Франческо, Якопо Бассано, был первооткрывателем так называемых «сельских сцен», в которых связал пасторальные сюжеты с библейскими, а идиллическую крестьянскую жизнь — с аллегорическими мотивами. Он придумал и написал цикл «Времена года», в котором представил течение времени в виде ряда жанровых сцен из деревенской жизни — с ее полевыми и домашними работами. Эти картины оказались настолько востребованы, что художник подключил к их созданию всех своих четырех сыновей.
Около 1570 года один из младших сыновей семьи Бассано, Франческо, впервые обратился к «Временам года», повторяя затем серию неоднократно. Он воплощал ее и в виде картин, посвященных каждому месяцу года, и в виде цикла из четырех работ, изображающих каждый сезон по отдельности.
Полотно «Зима» как раз входит в этот квадриптих. В нем видны все признаки, характерные для манеры Франческо и отличающие его от других художников семейства Бассано: густота ярко-красных, вишневых, синих, сине-зеленых пятен одежды, сопоставленных с темными тонами вечерних пейзажей. Художник работает, придерживаясь люминистических принципов: строит форму отчетливыми контрастами теней и интенсивного серебристого света, создает ощущение прозрачности и чистоты воздушной среды, при этом придавая всему изображенному материальную уплотненность и подчеркнутую вещественность. Даже копируя работы отца, Бассано-младший формирует собственный стиль.
Помимо сцен полной труда жизни венецианских крестьян в каждом полотне Бассано есть детали, делающие эту жизнь уютнее. Это и маленькие мальчишки, часто изображенные спиной к зрителю, в смешных красных штанах, через прореху которых видна рубаха. И домашние любимцы — кошки и собаки, вечно в ожидании кусочка лакомства. И тщательно выписанная утварь: кувшины, склянки, корзины и сверкающие медные тазы.
В 1579 году художник оставил семейную мастерскую и переехал в Венецию, где добился признания и популярности. Несмотря на это, он пытался покончить жизнь самоубийством, выбросившись из окна.
Отец Франческо, Якопо Бассано, был первооткрывателем так называемых «сельских сцен», в которых связал пасторальные сюжеты с библейскими, а идиллическую крестьянскую жизнь — с аллегорическими мотивами. Он придумал и написал цикл «Времена года», в котором представил течение времени в виде ряда жанровых сцен из деревенской жизни — с ее полевыми и домашними работами. Эти картины оказались настолько востребованы, что художник подключил к их созданию всех своих четырех сыновей.
Около 1570 года один из младших сыновей семьи Бассано, Франческо, впервые обратился к «Временам года», повторяя затем серию неоднократно. Он воплощал ее и в виде картин, посвященных каждому месяцу года, и в виде цикла из четырех работ, изображающих каждый сезон по отдельности.
Полотно «Зима» как раз входит в этот квадриптих. В нем видны все признаки, характерные для манеры Франческо и отличающие его от других художников семейства Бассано: густота ярко-красных, вишневых, синих, сине-зеленых пятен одежды, сопоставленных с темными тонами вечерних пейзажей. Художник работает, придерживаясь люминистических принципов: строит форму отчетливыми контрастами теней и интенсивного серебристого света, создает ощущение прозрачности и чистоты воздушной среды, при этом придавая всему изображенному материальную уплотненность и подчеркнутую вещественность. Даже копируя работы отца, Бассано-младший формирует собственный стиль.
Помимо сцен полной труда жизни венецианских крестьян в каждом полотне Бассано есть детали, делающие эту жизнь уютнее. Это и маленькие мальчишки, часто изображенные спиной к зрителю, в смешных красных штанах, через прореху которых видна рубаха. И домашние любимцы — кошки и собаки, вечно в ожидании кусочка лакомства. И тщательно выписанная утварь: кувшины, склянки, корзины и сверкающие медные тазы.
В 1579 году художник оставил семейную мастерскую и переехал в Венецию, где добился признания и популярности. Несмотря на это, он пытался покончить жизнь самоубийством, выбросившись из окна.