Полотно «Пейзаж с руинами» Джованни Паоло Панини, живописца архитектурных видов и руин, представляет римскую школу в собрании Приморской картинной галереи.
В XVII веке пейзаж выделяется в самостоятельный жанр. Такой тип пейзажа как «руинный» получает свое развитие с зарождением науки археологии. Ведь во второй половине XVIII века были найдены и частично раскопаны погибшие во время извержения Везувия античные города Помпеи и Геркуланум. Античность, обнаруженная под пеплом в таком замершем, таком сиюминутном состоянии, поразила людей Просвещения, пробудила интерес к памятникам древности, вызвала к жизни новую волну подражания классике.
Художник изображает руины как главного героя, он любуется их монументальностью и величавостью. Рим становится центром формирования нового направления в искусстве второй половины XVIII столетия — классицизма. В «Пейзаже с руинами» Панини принципы этого направления в искусстве выявлены предельно ясно — умозрительная композиционная схема, в которую вписаны, вполне вероятно, реальные руины, которых в избытке было в Италии.
Произведения Джованни Паоло Панини создавались игрой воображения художника. Установка на идеальную, рафинированную природу, устойчивые живописные формулы способны были сделать такие картины безжизненными. Поэтому неслучайно здесь применен «стаффаж» — фигуры людей на переднем плане, призванные оживить эту декорацию. Чаще всего сюжетами для таких сценок становились эпизоды из жизни римлян. Вооружившись этюдами древних развалин храмов, колоннад, портиков, автор руинного пейзажа выбирал из них те, что подходят ему по замыслу, добавлял растительный фон, соответствующее настроению небо, для оживления картинки на переднем плане изображал группу людей — и пейзаж с руинами готов.
В XVIII веке такие декоративные картины пользовались колоссальным успехом у владельцев вилл, дворцов и замков. Джованни Паоло Панини был вполне успешным художником: работал при папском дворе в Риме, в Париже. С 1719 года — член Академии Святого Луки в Риме. С 1732 года — член Французской королевской академии.
В XVII веке пейзаж выделяется в самостоятельный жанр. Такой тип пейзажа как «руинный» получает свое развитие с зарождением науки археологии. Ведь во второй половине XVIII века были найдены и частично раскопаны погибшие во время извержения Везувия античные города Помпеи и Геркуланум. Античность, обнаруженная под пеплом в таком замершем, таком сиюминутном состоянии, поразила людей Просвещения, пробудила интерес к памятникам древности, вызвала к жизни новую волну подражания классике.
Художник изображает руины как главного героя, он любуется их монументальностью и величавостью. Рим становится центром формирования нового направления в искусстве второй половины XVIII столетия — классицизма. В «Пейзаже с руинами» Панини принципы этого направления в искусстве выявлены предельно ясно — умозрительная композиционная схема, в которую вписаны, вполне вероятно, реальные руины, которых в избытке было в Италии.
Произведения Джованни Паоло Панини создавались игрой воображения художника. Установка на идеальную, рафинированную природу, устойчивые живописные формулы способны были сделать такие картины безжизненными. Поэтому неслучайно здесь применен «стаффаж» — фигуры людей на переднем плане, призванные оживить эту декорацию. Чаще всего сюжетами для таких сценок становились эпизоды из жизни римлян. Вооружившись этюдами древних развалин храмов, колоннад, портиков, автор руинного пейзажа выбирал из них те, что подходят ему по замыслу, добавлял растительный фон, соответствующее настроению небо, для оживления картинки на переднем плане изображал группу людей — и пейзаж с руинами готов.
В XVIII веке такие декоративные картины пользовались колоссальным успехом у владельцев вилл, дворцов и замков. Джованни Паоло Панини был вполне успешным художником: работал при папском дворе в Риме, в Париже. С 1719 года — член Академии Святого Луки в Риме. С 1732 года — член Французской королевской академии.