В коллекции Ирбитского государственного музея изобразительных искусств хранится портрет Льва Николаевича Толстого, выполненный в технике офорта с доработкой сухой иглой по живописному оригиналу самого автора Леонида Осиповича Пастернака.
В 1890 году Леонид Пастернак сблизился с кружком Василия Поленова, куда входили Валентин Серов, Константин Коровин, Исаак Левитан, Михаил Врубель. Позже из этого объединения вырос «Союз русских художников». Участники кружка пропагандировали полную свободу в творчестве, и Леонид Пастернак первым из русских художников назвал себя импрессионистом. В основе творческого метода Пастернака лежат быстрые, почти мгновенные зарисовки, которые сам он называет школой «настоящего импрессионизма». Ощущение фиксации впечатления художнику удается сохранить и в живописных произведениях — за счет выбора будто бы случайного движения, раскрывающего образ. Работы Пастернака отличает своеобразная, основанная на контрастах света и тени передача световоздушной среды.
Товарищество передвижников в Москве Пастернака в свои ряды не приняло.
Тем не менее именно на выставке передвижников в 1893 году произошла знаковая
встреча. Лев Толстой остановился около картины Пастернака «Дебютанка», и ему
представили автора работы. «Да, да, я знаю это имя. Я слежу за его работами», —
сказал Толстой. Члены семьи Пастернаков стали частыми гостями Толстого как в
Москве, так и в родовом имении писателя — Ясной Поляне. В результате родилась
серия портретов великого писателя, кроме того, Пастернак был признан одним из
лучших иллюстраторов произведений Льва Николаевича Толстого. Его иллюстрации к
роману «Воскресение» экспонировались в 1900 году в Русском павильоне на
Всемирной выставке в Париже, где были удостоены медали. Художник также создал
серию семейных портретов Толстых. В 1902 году картину Леонида Пастернака
«Толстой с семьей в Ясной Поляне» для Русского музея приобрел великий князь
Георгий Александрович Романов. «Зеркало» Льва Толстого — так называли в те годы
Леонида Осиповича Пастернака.