Картина «Белый сервиз» написана Петром Александровичем Нилусом в 1930 году в Париже. В это время закончился символико-романтический период в творчестве художника, и он нашел новый стиль. «Белый сервиз» относится к так называемой белой серии, в которой Петр Нилус писал изысканную белую фарфоровую и стеклянную посуду, цветы, фрукты, овощи на белом фоне. На холсте изображены сложенные чайный фарфоровый сервиз на подносе, сливочник, сахарница, столовые приборы, консервная банка маслин и яркий желтый лимон. По трем сложенным чашкам на подносе можно предположить, что натюрморт изображает окончание чаепития: посуда помыта, собрана и сушится. Может быть, тут представлено семейное чаепитие с женой и падчерицей или с друзьями художника. Пространство стола залито светом, и зритель видит множество крупных бликов на посуде, на лимоне и банке.
Несмотря на то, что белый в живописи — ахроматический цвет и не имеет какого-либо цветового оттенка, в картинах Нилуса он обретает его и звучит по-новому, считают исследователи. Его белый в среде художников стал нарицательным, он так и назывался — «белый Нилуса».
В своей живописи Петр Александрович стремился писать на «самотек из нутра», в один-два приема, не заканчивая полностью холст. Живопись должна сохранять свежесть и непосредственность восприятия, передавать «неуловимое от натуры», быть ее «отдаленным эхом», считал художник. Он сам ставил натюрморты у себя в ателье, иногда просил жену не убирать посуду и еду после трапезы, писал непринужденную обстановку, изображал аристократизм повседневного быта.
В эмиграции художник достиг популярности в художественной среде, регулярно выставлялся в галереях, зарабатывал только своим творчеством, но тосковал по России. На чужбине его поддерживали жена Берта Голубовская и падчерица Валентина Голубовская. Они вели реестр выставок, экспонированных произведений, формировали архив переписок, записей, выставочных каталогов, афиши, отзывов в прессе и пригласительных. Во многом благодаря их усилиям до нас в значительном объеме дошло наследие Петра Александровича. Произведения художника хранятся в Лувре, в других музеях Франции, Национальной галерее живописи в Болгарии, в Музее русской культуры и истории в Праге, в коллекции университета Джорджтаун в Вашингтоне.