3-струнный 24-ладовый щипковый инструмент. Корпус из 6-ти рибок волнистого клёна, разделённых полосками чёрного дерева. Дека из ели равномерной структуры; одно круглое резонаторное отверстие; окантовка по краю и плакировка в верхней части из чёрного дерева; «ус» — из чередующихся полосок светлого и тёмного дерева; инкрустации вокруг розетки и в нижней части (в центре) — из почерненного дерева. Шейка и колковая планка — из чёрного дерева. 3 колка червячного типа гравированного металла. 24 металлических лада. Инкрустации на грифе — из перламутра; на колковой планке — из различных пород дерева в форме герба. Имеются 3 струны: 1 стальная, 2 нейлоновые.
Балалайка прима
Время создания
1902
Место создания
Россия, Тверская губ., с. Марьино- Андреевское
Размер
66,4х41,3х11 см
Техника
кость, перламутр, дерево, гравировка, тонировка, металл, плакировка
Коллекция
40
Открыть в приложении#1
Налимов Семен Иванович
Балалайка прима
#11
Великороссияне Центральных губерний. Из альбома Паули Г.-Ф. Х. Этнографическое описание народов России / Description ethnographique des peuples de la Russie. — СПб.: Тип. Ф. Беллизард, 1862.
#13
В.В. Андреев — основатель Великорусского оркестра
#15
Популярной балалайку сделал тверской дворянин В. В. Андреев, будущий основатель первого оркестра народных инструментов. Молодой Василий виртуозно играл на скрипке. Он писал: «наткнувшись на балалайку я всё для неё оставил: меня влекла к ней точно какая-то стихийная сила, и я вместо скрипача стал балалаечником, чем немало огорчил своего профессора»
#14
В. В. Андреев очень ярко описывал свое знакомство с балалайкой в 1882 году, когда его работник Антип «наигрывал плясовую песню, вначале довольно медленным темпом, а потом все быстрее и быстрее. Звуки разгорались все ярче, мелодия лилась полная ритма, неудержимо подталкивая к пляске. По двору шла работница с ведрами воды на плечах. Я заметил, как тяжелые ведра заколыхались и из них полилась вода, а ноги крестьянки стали выделывать фигуры в такт с музыкой»
Русский крестьянин (Paysan russe).
Франция (?), вторая четверть XIX века.
Бумага, литография
Франция (?), вторая четверть XIX века.
Бумага, литография
#4
В.В. Андреев — основатель и руководитель знаменитого Великорусского оркестра
Среди шедевров музейной коллекции бережно хранится балалайка основателя Великорусского оркестра В. В. Андреева. После смерти владельца инструмент перешел к выдающемуся балалаечнику Б. С. Трояновскому (1883–1951) и поступил в музей в 1953 г. На подлинной печатной этикетке значится: «№ 102. Работа С. И. Налимова / под руководств. В. В. Андреева / сельцо Марьино-Андреевское /1902».
Знаменитый оркестр В. В. Андреева играл на инструментах Семена Ивановича Налимова, отличавшихся редким по красоте звуком и художественной тонкостью отделки. Инструменты «балалаечного Страдивариуса» были отмечены медалями на Всемирных выставках в Париже (1900, 1902), на Первой Всероссийской выставке музыкальных инструментов «Музыкальный мир» в Санкт-Петербурге (1906–1907). Всего Налимовым было изготовлено свыше 250 инструментов, из них около 70 — для оркестра В. В. Андреева.
Знаменитый оркестр В. В. Андреева играл на инструментах Семена Ивановича Налимова, отличавшихся редким по красоте звуком и художественной тонкостью отделки. Инструменты «балалаечного Страдивариуса» были отмечены медалями на Всемирных выставках в Париже (1900, 1902), на Первой Всероссийской выставке музыкальных инструментов «Музыкальный мир» в Санкт-Петербурге (1906–1907). Всего Налимовым было изготовлено свыше 250 инструментов, из них около 70 — для оркестра В. В. Андреева.
#9
Программа концерта к 10-летию Великорусского оркестра под управлением В.В. Андреева.
Автор рисунка В. Овсяников. Россия. С-Петербург. 22 марта 1898.
Картон, цветная печать.
Программа состоит из двух частей, скрепленных между собой золотой тесьмой с кистью и имитацией старинной печати
Автор рисунка В. Овсяников. Россия. С-Петербург. 22 марта 1898.
Картон, цветная печать.
Программа состоит из двух частей, скрепленных между собой золотой тесьмой с кистью и имитацией старинной печати
#12
Знаменитый мастер С. Налимов
#7
Балалайка. Фрагмент
Из мастерской Налимова расходились по всей России образцы восстановленных великорусских инструментов в годы, когда балалайка приобрела необыкновенную популярность. Мастерская С. И. Налимова после его смерти существовала до 1931 г., затем обветшала и была разобрана. Инструменты мастера сейчас в музеях и народных оркестрах, где до сих пор «работают».
Известный русский композитор и этнограф Н. И. Привалов в начале XX в. писал: «Можно с полной уверенностью сказать, что Великорусский оркестр никогда не доведен был бы до настоящей степени инструментального совершенства, если бы Андрееву не посчастливилось встретить и завербовать себе С. И. Налимова».
Известный русский композитор и этнограф Н. И. Привалов в начале XX в. писал: «Можно с полной уверенностью сказать, что Великорусский оркестр никогда не доведен был бы до настоящей степени инструментального совершенства, если бы Андрееву не посчастливилось встретить и завербовать себе С. И. Налимова».
#5
Совместная работа Андреева с Налимовым и другими мастерами и музыкантами привела к тому, что русские народные музыкальные инструменты снискали мировую славу.
#8
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/PKErJ7Aombk" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>
#16
Так звучит балалайка Налимова
#17
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/mkLSOmlxUgg" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>
#18
СПбГМТиМИ
читать дальшескрыть
Балалайка прима
Время создания
1902
Место создания
Россия, Тверская губ., с. Марьино- Андреевское
Размер
66,4х41,3х11 см
Техника
кость, перламутр, дерево, гравировка, тонировка, металл, плакировка
Коллекция
40
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться