Императрице Александре Федоровне, немке по происхождению, очень нравилось звучание русского народного инструмента — трехструнной балалайки. По ее распоряжению великим княжнам купили в музыкальном магазине небольшие игрушечные балалайки. Однако для императорских дочерей они стали лишь забавой.
Всерьез увлекся музыкой только цесаревич Алексей. С раннего детства он учился играть на балалайке. Первым его наставником, вероятно, был генерал-майор Алексей Ресин. Однако он не мог уделять много времени обучению цесаревича, и для него наняли нового преподавателя — надворного советника Александра Зарубина.
Императрица Александра Федоровна поощряла увлечение наследника. С 1917 года она включила в его расписание занятий обязательные уроки игры на балалайке, которые должны были проходить дважды в неделю. Однако эти уроки так и не начались: после Февральской революции 1917 года Николай II отрекся от престола, и вскоре семью Романовых отправили в Тобольск.
В ссылке цесаревич Алексей не отказался от своего увлечения, хотя обучать его в Сибири было некому. В описи вещей, которые прислали Романовым из Александровского дворца, значились два музыкальных инструмента, в том числе трехструнная балалайка.
Когда царская семья переехала в Екатеринбург, цесаревич по-прежнему не бросал занятия. В Ипатьевском доме, где Романовы провели последние дни жизни, нашли книгу «Правила игры на балалайке» с личными знаками наследника престола — короной и вензелем А на обложке.
Балалайку, которая хранится в коллекции Тобольского историко-архитектурного музея, изготовил знаменитый мастер Семен Налимов. С 1895 по 1917 год он выпустил более 300 моделей музыкальных инструментов — гуслей, домр. Этого мастера часто называли «балалаечным Страдивари».
Дека инструмента украшена инкрустацией — небольшим стилизованным изображением домика, которое собрано из отдельных кусочков дерева разных оттенков. Корпус балалайки тщательно отполирован и покрыт лаком. В коллекцию музея этот инструмент передал в 2018 году известный петербургский коллекционер Валерий Брунцев.
Всерьез увлекся музыкой только цесаревич Алексей. С раннего детства он учился играть на балалайке. Первым его наставником, вероятно, был генерал-майор Алексей Ресин. Однако он не мог уделять много времени обучению цесаревича, и для него наняли нового преподавателя — надворного советника Александра Зарубина.
Императрица Александра Федоровна поощряла увлечение наследника. С 1917 года она включила в его расписание занятий обязательные уроки игры на балалайке, которые должны были проходить дважды в неделю. Однако эти уроки так и не начались: после Февральской революции 1917 года Николай II отрекся от престола, и вскоре семью Романовых отправили в Тобольск.
В ссылке цесаревич Алексей не отказался от своего увлечения, хотя обучать его в Сибири было некому. В описи вещей, которые прислали Романовым из Александровского дворца, значились два музыкальных инструмента, в том числе трехструнная балалайка.
Когда царская семья переехала в Екатеринбург, цесаревич по-прежнему не бросал занятия. В Ипатьевском доме, где Романовы провели последние дни жизни, нашли книгу «Правила игры на балалайке» с личными знаками наследника престола — короной и вензелем А на обложке.
Балалайку, которая хранится в коллекции Тобольского историко-архитектурного музея, изготовил знаменитый мастер Семен Налимов. С 1895 по 1917 год он выпустил более 300 моделей музыкальных инструментов — гуслей, домр. Этого мастера часто называли «балалаечным Страдивари».
Дека инструмента украшена инкрустацией — небольшим стилизованным изображением домика, которое собрано из отдельных кусочков дерева разных оттенков. Корпус балалайки тщательно отполирован и покрыт лаком. В коллекцию музея этот инструмент передал в 2018 году известный петербургский коллекционер Валерий Брунцев.