Стеклянная рюмка из коллекции Музея семьи Романовых представляет собой небольшую полусферическую чашу на резной ножке. Она изготовлена из прозрачного стекла, донышко окрашено в зеленый цвет, чтобы сосуд и напиток в нем ярче играли на свету.
Стенка рюмки украшена гравировкой — императорской короной и личным вензелем цесаревича Николая Александровича, который состоит из переплетенных инициалов наследника.
Столовую посуду с монограммами изготавливали специально для членов императорской семьи. Для гостей и придворных выпускали сервизы с другими рисунками, без вензелей.
Рюмку изготовили на Императорском фарфоровом заводе. Это предприятие открылось в 1744 году по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны. К XIX веку завод стал одним из крупнейших в Европе.
Кроме того, служащие гофмаршальской части следили за тем, чтобы своевременно восполнялась «текущая убыль», и создавали для императорского завода новые эскизы рюмок, чашек и стаканов. Рисунки утверждала Высочайшая комиссия Дворцового управления. Затем их передавали мастерам по стеклу и фарфору.
Изделия из хрусталя и тонкого стекла в России XVIII–XIX веков считались дорогим и ценным товаром. Ими чаще всего пользовались в дворянских семьях и при императорском дворе. Если сервиз изготавливали не для царской семьи, то вензелем с монограммой украшали те предметы, которые были предназначены для главы семьи. Хрустальные рюмки и фужеры часто дополняли графинами, выполненными в том же стиле. Изделия из хрусталя украшали резьбой или гранили, чтобы свет играл на них ярче.
Простые горожане покупали рюмки и стаканы из более толстого дешевого стекла, меди или олова. В деревнях чаще всего обходились посудой из дерева или глины.
Стенка рюмки украшена гравировкой — императорской короной и личным вензелем цесаревича Николая Александровича, который состоит из переплетенных инициалов наследника.
Столовую посуду с монограммами изготавливали специально для членов императорской семьи. Для гостей и придворных выпускали сервизы с другими рисунками, без вензелей.
Рюмку изготовили на Императорском фарфоровом заводе. Это предприятие открылось в 1744 году по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны. К XIX веку завод стал одним из крупнейших в Европе.
Императорский фарфоровый завод на протяжении нескольких столетий выпускал для монаршего дома не только фарфоровые и фаянсовые сервизы, но и стеклянную посуду. Ее передавали в гофмаршальскую часть Дворцового управления. В этой службе следили за тем, чтобы посуда правильно хранилась в кладовых, всегда была целой и чистой, подавалась в соответствии с церемониалом.
Кроме того, служащие гофмаршальской части следили за тем, чтобы своевременно восполнялась «текущая убыль», и создавали для императорского завода новые эскизы рюмок, чашек и стаканов. Рисунки утверждала Высочайшая комиссия Дворцового управления. Затем их передавали мастерам по стеклу и фарфору.
Изделия из хрусталя и тонкого стекла в России XVIII–XIX веков считались дорогим и ценным товаром. Ими чаще всего пользовались в дворянских семьях и при императорском дворе. Если сервиз изготавливали не для царской семьи, то вензелем с монограммой украшали те предметы, которые были предназначены для главы семьи. Хрустальные рюмки и фужеры часто дополняли графинами, выполненными в том же стиле. Изделия из хрусталя украшали резьбой или гранили, чтобы свет играл на них ярче.
Простые горожане покупали рюмки и стаканы из более толстого дешевого стекла, меди или олова. В деревнях чаще всего обходились посудой из дерева или глины.