В коллекции музея хранится единственный известный автопортрет Павла Плешанова. Он был профессором Императорской Академии художеств и модным портретистом 1860–1870-х годов. Художник также писал картины на историческую и религиозную тематику.
Сын богатого ростовского купца Федора Плешанова, внук миллионера Максима Плешанова, он решил посвятить себя искусству. Окончив Санкт-Петербургское коммерческое училище, молодой человек поступил в Академию художеств. Одновременно он брал частные уроки у академика Федора Бруни, автора 25 росписей знаменитого Исаакиевского собора в Петербурге и ректора Императорской Академии художеств. Бруни отмечал способности своего ученика, его страсть к искусству.
Автопортрет в шляпе Павел Плешанов написал в Бельгии в 1863 году. К тому времени он получил несколько наград Академии художеств и звание академика, а среди его заказчиков были известные люди и члены императорской семьи.
Стиль портрета можно охарактеризовать как переходный между классицизмом и романтизмом. С одной стороны, он выполнен в классицистических традициях: четкие линии, строгая композиция. Фигура художника вписана в овал, округлые линии и формы ритмически повторяются в силуэте, чертах лица, элементах одежды. Эти повторы создают цельное впечатление от композиции.
С другой стороны, в фокусе внимания художника находится личность с ее переживаниями, чувствами, эмоциями. В период романтизма живописцы перестали писать парадные портреты. На первый план вышли внутренние противоречия человека, борьба света и тьмы. Романтизации образа служит затемнение левой половины лица по контрасту со светлой правой. Взгляд обращен на зрителя — вопросительный, несколько тревожный. Диагонали складок плаща, светлые акценты: воротничок, поля шляпы, высветленная рука — создают ощущение движения.
Современники вспоминали Павла Плешанова как человека душевно тонкого. В «Записках ректора и профессора Академии художеств» Федор Иванович Иордан писал:
Сын богатого ростовского купца Федора Плешанова, внук миллионера Максима Плешанова, он решил посвятить себя искусству. Окончив Санкт-Петербургское коммерческое училище, молодой человек поступил в Академию художеств. Одновременно он брал частные уроки у академика Федора Бруни, автора 25 росписей знаменитого Исаакиевского собора в Петербурге и ректора Императорской Академии художеств. Бруни отмечал способности своего ученика, его страсть к искусству.
Автопортрет в шляпе Павел Плешанов написал в Бельгии в 1863 году. К тому времени он получил несколько наград Академии художеств и звание академика, а среди его заказчиков были известные люди и члены императорской семьи.
Стиль портрета можно охарактеризовать как переходный между классицизмом и романтизмом. С одной стороны, он выполнен в классицистических традициях: четкие линии, строгая композиция. Фигура художника вписана в овал, округлые линии и формы ритмически повторяются в силуэте, чертах лица, элементах одежды. Эти повторы создают цельное впечатление от композиции.
С другой стороны, в фокусе внимания художника находится личность с ее переживаниями, чувствами, эмоциями. В период романтизма живописцы перестали писать парадные портреты. На первый план вышли внутренние противоречия человека, борьба света и тьмы. Романтизации образа служит затемнение левой половины лица по контрасту со светлой правой. Взгляд обращен на зрителя — вопросительный, несколько тревожный. Диагонали складок плаща, светлые акценты: воротничок, поля шляпы, высветленная рука — создают ощущение движения.
Современники вспоминали Павла Плешанова как человека душевно тонкого. В «Записках ректора и профессора Академии художеств» Федор Иванович Иордан писал: