Архиепископство. Вид на собор Нотр-Дам
Время создания
Первая половина XIX века
Размер
60,4x42 см
Техника
Бумага, акватинта
1
Открыть в приложении#1
Дамам-Демартре Мишель Франсуа (Париж, 1763-1827)
Архиепископство. Вид на собор Нотр-Дам
#3
#2
Гравер Мишель Франсуа Дамам-Демартре изобразил парижский остров Сите с юго-востока, со стороны набережной Турнель. На гравюре видны здания Архиепископства и католический кафедральный собор Нотр-Дам де Пари, над которым в разное время трудились Жан де Шель, Пьер де Монтрей и другие зодчие. Сите — старейший район Парижа, он похож на плывущую по воде крепость. На листе видно, как плотно застроен остров: старое здание больницы Отель-Дьё, королевский дворец, рынок, маленькие церкви и дома. Позже, в середине XIX века, во время перепланировки города барон Осман снес всё между дворцом и собором, построил здания полиции, трибунала и три сквозные улицы, переходящие в мосты.
Гравер показал Нотр-Дам таким, каким он был после Великой французской революции: в 1789 году разрушили возведенный в середине XIII столетия шпиль и витражные розы нефа, скульптуры и статуи. В 1841 году Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк начал реставрацию и перепланировку собора — работы велись в течение 23 лет.
Гравер показал Нотр-Дам таким, каким он был после Великой французской революции: в 1789 году разрушили возведенный в середине XIII столетия шпиль и витражные розы нефа, скульптуры и статуи. В 1841 году Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк начал реставрацию и перепланировку собора — работы велись в течение 23 лет.
#4
Техника
#5
«Архиепископство» выполнено в технике акватинта и похоже на рисунок тушью. Эту технику очень редко использовали в чистом виде, чаще ее сочетали с офортом. Сначала мастер готовил гравюру — на покрытую кислотоупорным лаком металлическую пластину иглой наносил рисунок и погружал ее в кислоту. Протравленную таким образом пластину с изображением он присыпал мелким канифольным порошком и подогревал. Частички порошка плавились и капельками прилипали к доске, между ними оставались мельчайшие промежутки.
Мастер снова погружал пластину в кислоту, она попадала в промежутки и снова их протравливала. На гравюре появлялся равномерный зернистый фон, дающий полутона. До нанесения канифоли мастер мог закрыть некоторые участки рисунка лаком, чтобы не допустить попадания на них кислоты. Весь процесс повторялся до 20 раз, пока не получалось нужное изображение. Тон и фактура зависели от качества и количества канифоли, а еще от времени пребывания доски в кислоте.
#6
Мишель Франсуа Дамам-Демартр
#7
Рисовальщик и гравер Мишель Франсуа Дамам-Демартре родился в Париже. Он учился у живописца Жака-Луи Давида, в начале XIX века выставлялся в парижском Салоне. Он часто и подолгу жил в Москве и Санкт-Петербурге — и в 1813 году создал атлас из 30 гравюр «Виды основных городов России, костюмы и занятия жителей этой империи». С Россией связан еще один известный лист — «Вид большого водоема в Царском Селе, любимом дворце Ее Императорского Величества, в шести лье от Санкт-Петербурга», выполненный в чистом офорте.
#8
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ)
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Архиепископство. Вид на собор Нотр-Дам
Время создания
Первая половина XIX века
Размер
60,4x42 см
Техника
Бумага, акватинта
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться