Избиение младенцев
Время создания
XV век
Размер
28,5x42,9 см
Техника
Резец, поздний оттиск
1
Открыть в приложении#3
Раймонди Маркантонио
Избиение младенцев
#4
#2
Маркантонио Раймонди — итальянский гравер эпохи Возрождения. Работал в редком на тот момент жанре репродукционной гравюры и создал больше 300 интерпретаций живописных оригиналов современников. Раймонди учился живописи и чернению металлов в мастерской художника Франческо Франча, но вскоре переключился на гравировку по меди и усовершенствовал ее. Он делал медные пластины шероховатыми и работал штихелем — тонким стальным резцом, один конец которого срезан и заточен под углом в 45 градусов. Так Раймонди создавал плавные линии и контролировал объем и контраст светотени.
#5
Искусный гравер
#6
Раймонди перерабатывал картины многих художников, его копии практически не отличались от оригиналов. Иногда это приводило к скандалам. В Венеции он купил гравюры и ксилографии Альбрехта Дюрера и повторил их в своей технике в резце. Раймонди сумел подделать даже монограмму немецкого художника. Разозленный Дюрер подал жалобу на болонца в суд Венеции и потребовал запретить копирование. Власти удовлетворили его требования частично, велев Раймонди прекратить использовать монограмму Дюрера.
Пару десятилетий спустя Маркантонио арестовали за издание большим тиражом цикла эротических гравюр «I Modi. Позы». По одной из версий, он скопировал рисунки Джулио Романо, созданные по частному заказу банкира Агостино Киджи. Тираж иллюстраций был уничтожен. Кардинал Медичи, скульптор Бандинелли и поэт Аретино вызволили Раймонди из заключения, но на карьере и репутации гравера был поставлен крест.
#7
Знакомство с Рафаэлем Санти
#8
Между двумя скандалами Раймонди познакомился с Рафаэлем Санти. Тот первым оценил работы Маркантонио и тиражные возможности его искусства. Рафаэль доверял Раймонди гравировать свои картины и фрески и делал эскизы, специально предназначенные для перевода в гравюру. Эта практика быстро стала всеобщей.
Гравюру «Избиение младенцев» Раймонди создал по мотивам этюдов Рафаэля. По Евангелию от Матфея, волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу Христу, отказались сообщить Ироду Великому, где находится младенец. Разгневанный царь послал людей убить всех детей до двух лет в Вифлееме и окрестностях. Евангельское избиение младенцев не было особо популярной темой в раннехристианском искусстве.
Первые изображения и мозаики были сдержанны и только намекали на убийства. В картинах художников Возрождения появились воины, вырывающие детей из рук женщин, тела убитых, динамика в движениях убегающих. Рафаэль выполнил несколько разрозненных эскизов отдельных персонажей и групп, а Раймонди сумел объединить их в гармоничную композицию. Работа с тенями и объемом, анатомия фигур и пропорции, пластика и движения, драматизм сцены впечатлили современников.
#9
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ)
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Избиение младенцев
Время создания
XV век
Размер
28,5x42,9 см
Техника
Резец, поздний оттиск
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться