Антропологическая скульптурная реконструкция лица выполнена по черепу женщины, который обнаружили в могильнике Соленый Дол. Она представляет собой погрудное изображение женщины европеоидно-монголоидного (уралоидного) типа, возраст примерно 25–35 лет. Череп искусственно деформирован, верхняя часть лица несколько вытянута кверху, лоб маленький, узкий, прямой, брови изогнуты дугой, глаза слегка раскосые, орбиты глаз высокие, нос со слегка вогнутой спинкой и расширенными крыльями, челюсти немного выступают вперед, губы пухлые, подбородок небольшой, округлый, выраженные скулы. На голове островерхая шапочка, украшенная рядами круглых бляшек — как одинарных, так и сдвоенных. В ушах — серьги-лунницы. Отвороты платья украшены рядами V-образных накладок.
Скульптурная реконструкция лица по черепу мужчины представляет собой погрудное изображение мужчины европеоидного типа, возраст примерно 45–55 лет. Голова с выбритыми дорожками волос, волосы зачесаны назад и сплетены в косичку. Лоб большой, широкий, скошенный. Брови узкие, почти прямые, орбиты глаз низкие, нос широкий, прямой, с горбинкой и следами давнего перелома, губы тонкие, рот большой, нижняя челюсть широкая, скулы хорошо выражены, усы скобовидной формы. Мужчина имеет бакенбарды и густую бороду, на щеке шрам, следы рубленой раны на темени. Череп был искусственно деформирован.
Анализ костей мужчины позволяет восстановить богатырское телосложение и неоднократные боевые ранения: сросшиеся кости скулы предполагают рваный шрам на щеке, зафиксированы следы рубленой кости на темени, сломанный нос. Указанные травмы не были причиной смерти, однако данный пример свидетельствует о «профессиональной» воинской занятости мужской части населения.
Интересной особенностью эпохи была искусственная деформация черепа. Обычно это делалось с раннего возраста: череп ребенка искусственно вытягивали путем пеленания головы плотной тканью, закрепленными дощечками или планомерным ручным давлением. Такой обычай был широко распространен в среде гунно-сарматов, около 70–80% населения имели деформированные черепа. Возможно, вытянутая форма черепа считалась красивой и служила отличительным признаком знатности и благородства, но со временем превратилась в массовую традицию.
Автор обеих антропологических реконструкций — российский антрополог-реконструктор Алексей Нечволода, последователь антропологической школы Михаила Герасимова. Он работал над воссозданием облика людей Великого переселения народов в тесном взаимодействии с археологом Сергеем Боталовым.
Скульптурная реконструкция лица по черепу мужчины представляет собой погрудное изображение мужчины европеоидного типа, возраст примерно 45–55 лет. Голова с выбритыми дорожками волос, волосы зачесаны назад и сплетены в косичку. Лоб большой, широкий, скошенный. Брови узкие, почти прямые, орбиты глаз низкие, нос широкий, прямой, с горбинкой и следами давнего перелома, губы тонкие, рот большой, нижняя челюсть широкая, скулы хорошо выражены, усы скобовидной формы. Мужчина имеет бакенбарды и густую бороду, на щеке шрам, следы рубленой раны на темени. Череп был искусственно деформирован.
Анализ костей мужчины позволяет восстановить богатырское телосложение и неоднократные боевые ранения: сросшиеся кости скулы предполагают рваный шрам на щеке, зафиксированы следы рубленой кости на темени, сломанный нос. Указанные травмы не были причиной смерти, однако данный пример свидетельствует о «профессиональной» воинской занятости мужской части населения.
Интересной особенностью эпохи была искусственная деформация черепа. Обычно это делалось с раннего возраста: череп ребенка искусственно вытягивали путем пеленания головы плотной тканью, закрепленными дощечками или планомерным ручным давлением. Такой обычай был широко распространен в среде гунно-сарматов, около 70–80% населения имели деформированные черепа. Возможно, вытянутая форма черепа считалась красивой и служила отличительным признаком знатности и благородства, но со временем превратилась в массовую традицию.
Автор обеих антропологических реконструкций — российский антрополог-реконструктор Алексей Нечволода, последователь антропологической школы Михаила Герасимова. Он работал над воссозданием облика людей Великого переселения народов в тесном взаимодействии с археологом Сергеем Боталовым.