Макет дома и надворных построек среднего казачьего хозяйства Челябинского округа — Один из первых экспонатов Государственного исторического музея Южного Урала. Его изготовил музейный столяр Алексей Сапожников в конце 1924 года.
Поселки оренбургских казаков имели строгую квартальную планировку и, как правило, выраженный общественный центр — квадратную площадь с церковью. Заимки и хутора постоянной планировки не имели.
На территории Южного Урала встречались два типа застройки дворов: покоеобразный замкнутый и южный, с несомкнутыми надворными постройками. Четкой границы между регионами, где был популярен тот или иной тип застройки, не существовало. Условным разделом между ними служила река Уй, то есть граница между лесостепью и степью. Зональное распространение типов застройки было связано не только с климатическими различиями в южной и северной частях региона, но и с культурно-этническими традициями населения.
Широко была распространена промежуточная форма — частично замкнутый двор. В первую очередь застраивали уличную сторону двора, затем под прямым углом к улице ставили постройки, которые граничили с усадьбой соседа. В последнюю очередь застраивали дальнюю сторону двора. Дома располагались как параллельно улице, так и перпендикулярно ей.
Этот макет усадьбы относится как раз к промежуточному типу застройки. Она состоит из избы с сенями, амбара с навесом для телеги и сельскохозяйственного инвентаря, курятника, а также колодца с противовесом, который на Урале называли журавлем или очепом. От улицы усадьбу отделяет дощатый забор, возведенный в пазово-столбовой технике, с глухими воротами и калиткой. Жердевой изгородью и плетнем огорожена задняя часть усадьбы.
Самым старым типом жилых построек оренбургских казаков было двучастное жилище — изба с сенями, которые чаще всего не возводили вместе со всем зданием, а пристраивали позже. Дома обычно сооружали из сосновых и лиственничных бревен, двускатную крышу покрывали тесом.
В пристроенных к избе сенях дальняя часть выгорожена в чулан. Представленная на макете планировка самого дома не традиционна, а скорее отражает городские реалии середины 1920-х годов, которые мог наблюдать сам автор макета: печь стоит почти посередине избы, направление ее устья перпендикулярно входу, полати отсутствуют, за печью с помощью дощатой перегородки выгорожена комната с подвижной мебелью.
Поселки оренбургских казаков имели строгую квартальную планировку и, как правило, выраженный общественный центр — квадратную площадь с церковью. Заимки и хутора постоянной планировки не имели.
На территории Южного Урала встречались два типа застройки дворов: покоеобразный замкнутый и южный, с несомкнутыми надворными постройками. Четкой границы между регионами, где был популярен тот или иной тип застройки, не существовало. Условным разделом между ними служила река Уй, то есть граница между лесостепью и степью. Зональное распространение типов застройки было связано не только с климатическими различиями в южной и северной частях региона, но и с культурно-этническими традициями населения.
Широко была распространена промежуточная форма — частично замкнутый двор. В первую очередь застраивали уличную сторону двора, затем под прямым углом к улице ставили постройки, которые граничили с усадьбой соседа. В последнюю очередь застраивали дальнюю сторону двора. Дома располагались как параллельно улице, так и перпендикулярно ей.
Этот макет усадьбы относится как раз к промежуточному типу застройки. Она состоит из избы с сенями, амбара с навесом для телеги и сельскохозяйственного инвентаря, курятника, а также колодца с противовесом, который на Урале называли журавлем или очепом. От улицы усадьбу отделяет дощатый забор, возведенный в пазово-столбовой технике, с глухими воротами и калиткой. Жердевой изгородью и плетнем огорожена задняя часть усадьбы.
Самым старым типом жилых построек оренбургских казаков было двучастное жилище — изба с сенями, которые чаще всего не возводили вместе со всем зданием, а пристраивали позже. Дома обычно сооружали из сосновых и лиственничных бревен, двускатную крышу покрывали тесом.
В пристроенных к избе сенях дальняя часть выгорожена в чулан. Представленная на макете планировка самого дома не традиционна, а скорее отражает городские реалии середины 1920-х годов, которые мог наблюдать сам автор макета: печь стоит почти посередине избы, направление ее устья перпендикулярно входу, полати отсутствуют, за печью с помощью дощатой перегородки выгорожена комната с подвижной мебелью.