В 2015–16 годах отрядом музея-заповедника «Аркаим» и Челябинского госуниверситета было исследовано пять курганов могильника Мандесарка-6 в Кизильском районе Челябинской области. Некрополь располагается в степной зоне на вершине водораздела рек Мандесарка и Кайрахта.
К погребенной в шестом кургане женщине привлекает внимание вытянутая форма ее головы. Женщина принадлежала к племенам поздних сармат, кочевавших в III–IV веках нашей эры в зауральских степях. По данным археологов, в культуре позднесарматских племен обычай искусственной деформации получил широкое распространение. Деформация достигалась путем преднамеренного длительного механического воздействия на череп в период от рождения до двух лет, когда кости еще мягкие и несросшиеся. Изменение формы черепной коробки достигалось либо тугим сдавливанием повязками или закрепленными на голове дощечками, либо планомерным ручным давлением. При этом объем мозга, как и его основные интеллектуальные и психические функции, у ребенка и взрослого человека качественно не менялись.
Обряд прижизненной деформации черепа является одним из видов искусственной модификации тела наряду с обрезанием, прободением ушей и носа, татуировкой или подпиливанием зубов. Искусственно деформированные черепа известны археологам с эпохи неолита и зафиксированы на всех континентах в разные исторические эпохи независимо у разных народов.
В среде сарматских племен «мода» на деформированные черепа распространялась в позднесарматское время, тогда около 70–80% населения имели такую деформацию. Кочевники заимствовали этот обычай у народов Средней и Центральной Азии, где деформации были массово распространены еще с рубежа эр. По мере расселения кочевников в период Великого переселения народов на запад традиция с ее носителями приходит в Европу, о чем говорят находки искусственно деформированных черепов в Болгарии, Чехии, Германии. Происхождение и широкое распространение этой традиции связаны с особенностями социально-этнической психологии. В ее основе — отголосок культа черепов верхнего палеолита (древнекаменного века), представлений, что в голове заключена определенная магическая сила. Позднее, в сарматской среде, обычай деформирования выполнял функцию сознательного взаимного уподобления людей одной общности. Иными словами, наличие деформированной головы позволяло отнести человека к категории «своих», указать другим, что он принадлежит к определенному союзу племен.