Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Древние культуры степного Зауралья»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Бюст женщины. Могильник Мандесарка-6

Время создания
2016 год
Место создания
Россия, Республика Башкортостан, город Уфа
Размер
45x24 см
Техника
пластик, акриловые краски, металл, бумага, ткань; литье, роспись
2
Открыть в приложении
#11

В 2015–16 годах отрядом музея-заповедника «Аркаим» и Челябинского госуниверситета было исследовано пять курганов могильника Мандесарка-6 в Кизильском районе Челябинской области. Некрополь располагается в степной зоне на вершине водораздела рек Мандесарка и Кайрахта.

К погребенной в шестом кургане женщине привлекает внимание вытянутая форма ее головы. Женщина принадлежала к племенам поздних сармат, кочевавших в III–IV веках нашей эры в зауральских степях. По данным археологов, в культуре позднесарматских племен обычай искусственной деформации получил широкое распространение. Деформация достигалась путем преднамеренного длительного механического воздействия на череп в период от рождения до двух лет, когда кости еще мягкие и несросшиеся. Изменение формы черепной коробки достигалось либо тугим сдавливанием повязками или закрепленными на голове дощечками, либо планомерным ручным давлением. При этом объем мозга, как и его основные интеллектуальные и психические функции, у ребенка и взрослого человека качественно не менялись.

Обряд прижизненной деформации черепа является одним из видов искусственной модификации тела наряду с обрезанием, прободением ушей и носа, татуировкой или подпиливанием зубов. Искусственно деформированные черепа известны археологам с эпохи неолита и зафиксированы на всех континентах в разные исторические эпохи независимо у разных народов.

В среде сарматских племен «мода» на деформированные черепа распространялась в позднесарматское время, тогда около 70–80% населения имели такую деформацию. Кочевники заимствовали этот обычай у народов Средней и Центральной Азии, где деформации были массово распространены еще с рубежа эр. По мере расселения кочевников в период Великого переселения народов на запад традиция с ее носителями приходит в Европу, о чем говорят находки искусственно деформированных черепов в Болгарии, Чехии, Германии. Происхождение и широкое распространение этой традиции связаны с особенностями социально-этнической психологии. В ее основе — отголосок культа черепов верхнего палеолита (древнекаменного века), представлений, что в голове заключена определенная магическая сила. Позднее, в сарматской среде, обычай деформирования выполнял функцию сознательного взаимного уподобления людей одной общности. Иными словами, наличие деформированной головы позволяло отнести человека к категории «своих», указать другим, что он принадлежит к определенному союзу племен.
#13
Бюст женщины. Могильник Мандесарка-6
#12
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Бюст женщины. Могильник Мандесарка-6

Время создания
2016 год
Место создания
Россия, Республика Башкортостан, город Уфа
Размер
45x24 см
Техника
пластик, акриловые краски, металл, бумага, ткань; литье, роспись
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Нечвалода А.И. Коллекция работ

Бюст мужчины. Большекараганский могильник
Бюст мужчины. Большекараганский могильник
Историко-археологический музей-заповедник «Аркаим»
Реконструкция облика мужчины срубной культуры
Реконструкция облика мужчины срубной культуры
Национальный музей Республики Башкортостан
Бюст мужчины. Могильник Александровский IV
Бюст мужчины. Могильник Александровский IV
Историко-археологический музей-заповедник «Аркаим»
Хусейнбек
Хусейнбек
Национальный музей Республики Башкортостан
Скульптурный портрет человека бронзового века
Скульптурный портрет человека бронзового века
Орский краеведческий музей
Антропология Великого переселения
Антропология Великого переселения
Исторический музей Южного Урала
Бюст женщины. Могильник Солёный Дол
Бюст женщины. Могильник Солёный Дол
Историко-археологический музей-заповедник «Аркаим»
Бюст мужчины. Могильник Солёный Дол
Бюст мужчины. Могильник Солёный Дол
Историко-археологический музей-заповедник «Аркаим»
Бюст женщины. Большекараганский могильник
Бюст женщины. Большекараганский могильник
Историко-археологический музей-заповедник «Аркаим»
Облик молодой женщины андроновской культуры
Облик молодой женщины андроновской культуры
Национальный музей Республики Башкортостан
Облик молодой женщины бахмутинской культуры
Облик молодой женщины бахмутинской культуры
Национальный музей Республики Башкортостан
Бюст женщины. Могильник Кизильский I
Бюст женщины. Могильник Кизильский I
Историко-археологический музей-заповедник «Аркаим»
Антропология бронзового века
Антропология бронзового века
Исторический музей Южного Урала
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%