В 1830-е годы Николай I задумал создать в Зимнем дворце картинную галерею, прославляющую победы российской армии в Отечественной войне 1812 года. Серию из 12 картин написал известный баварский художник-баталист Петер Хесс. К ним относится и «Переправа через Березину», написанная в 1844 году.
Живописец сумел передать уникальную особенность сражения на реке Березина (территория современной Белоруссии). 14—17 (26—29) ноября 1812 года Наполеон одержал победу на одном берегу реки и потерпел страшное поражение на другом. Чтобы показать это, автор изобразил на одном полотне события разных дней — такой прием часто использовался в батальной живописи XVIII–XIX веков.
На переднем плане Хесс запечатлел события последнего дня переправы. В этот день на левом берегу Березины оставались в основном отставшие солдаты Великой армии Наполеона, растерянные, смертельно уставшие и больные.
У обломанного дерева сгруппировались воины, еще способные оказать сопротивление. Их возглавляет пехотинец Старой гвардии в высокой меховой шапке. Справа к нему устремляются два российских офицера. Офицер казачьих войск жестом предлагает противнику сложить оружие, не вступая в безнадежную схватку.
Рядом художник изобразил брошенную телегу, в которую впряжена павшая лошадь. Несмотря на строжайшие приказы Наполеона сжигать все «лишние» экипажи и повозки, Великая армия отступала от Москвы с огромным обозом. Многие до последнего момента стремились сохранить награбленную добычу.
Живописец сумел передать уникальную особенность сражения на реке Березина (территория современной Белоруссии). 14—17 (26—29) ноября 1812 года Наполеон одержал победу на одном берегу реки и потерпел страшное поражение на другом. Чтобы показать это, автор изобразил на одном полотне события разных дней — такой прием часто использовался в батальной живописи XVIII–XIX веков.
На переднем плане Хесс запечатлел события последнего дня переправы. В этот день на левом берегу Березины оставались в основном отставшие солдаты Великой армии Наполеона, растерянные, смертельно уставшие и больные.
У обломанного дерева сгруппировались воины, еще способные оказать сопротивление. Их возглавляет пехотинец Старой гвардии в высокой меховой шапке. Справа к нему устремляются два российских офицера. Офицер казачьих войск жестом предлагает противнику сложить оружие, не вступая в безнадежную схватку.
Рядом художник изобразил брошенную телегу, в которую впряжена павшая лошадь. Несмотря на строжайшие приказы Наполеона сжигать все «лишние» экипажи и повозки, Великая армия отступала от Москвы с огромным обозом. Многие до последнего момента стремились сохранить награбленную добычу.