Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Честь Бородинского дня»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Переправа через Березину

Время создания
вторая половина XIX века
Размер
174x267 см
Техника
холст, масло
5
Открыть в приложении
#32
Автор неизвестен
Переправа через Березину
#2
В 1830-е годы Николай I задумал создать в Зимнем дворце картинную галерею, прославляющую победы российской армии в Отечественной войне 1812 года. Серию из 12 картин написал известный баварский художник-баталист Петер Хесс. К ним относится и «Переправа через Березину», написанная в 1844 году.

Живописец сумел передать уникальную особенность сражения на реке Березина (территория современной Белоруссии). 14—17 (26—29) ноября 1812 года Наполеон одержал победу на одном берегу реки и потерпел страшное поражение на другом. Чтобы показать это, автор изобразил на одном полотне события разных дней — такой прием часто использовался в батальной живописи XVIII–XIX веков.

На переднем плане Хесс запечатлел события последнего дня переправы. В этот день на левом берегу Березины оставались в основном отставшие солдаты Великой армии Наполеона, растерянные, смертельно уставшие и больные.

У обломанного дерева сгруппировались воины, еще способные оказать сопротивление. Их возглавляет пехотинец Старой гвардии в высокой меховой шапке. Справа к нему устремляются два российских офицера. Офицер казачьих войск жестом предлагает противнику сложить оружие, не вступая в безнадежную схватку.

Рядом художник изобразил брошенную телегу, в которую впряжена павшая лошадь. Несмотря на строжайшие приказы Наполеона сжигать все «лишние» экипажи и повозки, Великая армия отступала от Москвы с огромным обозом. Многие до последнего момента стремились сохранить награбленную добычу.
#31
Справа изображена башкирская конница — в составе корпуса Витгенштейна было три башкирских полка. У башкир не было единой униформы, они носили традиционные красные шапки, отороченные мехом, а также шлемы, кольчуги. Вместо огнестрельного оружия башкиры использовали пики, сабли и луки, из-за чего французы прозвали их «северными амурами».

Слева от них — сам генерал от кавалерии Петр Витгентшейн верхом в серой шинели и офицерской фуражке с белым верхом и красным околышем. Рядом с ним — генерал-майор Иван Дибич, обер-квартирмейстер 1-го пехотного корпуса.
Доу, Джордж. 1781-1829. Портрет Петра Христиановича Витгенштейна (1768/69-1843). Не позднее 1825 г. Военная галерея Зимнего дворца. Государственный Эрмитаж.
#4
Мосты через Березину французские понтонеры начали возводить еще 14 ноября. Из подручных материалов построили два моста: один — для пехоты и кавалерии, другой — для артиллерии и обозов. Мосты периодически ломались, и понтонерам приходилось в спешке чинить их. На дальнем плане видно, как обрушился один из мостов. Другой французы подожгли утром, когда боеспособные части их войск завершили переправу.

На правом западном, берегу реки художник изобразил события, произошедшие накануне. 3-я тяжелая кавалерийская дивизия генерала Жана-Пьера Думерка атакует пехоту 3-й Западной армии адмирала Павла Чичагова. Кирасиры Думерка опрокинули русскую пехоту, растянутую в стрелковых цепях. Этот успех позволил боеспособным частям армии Наполеона избежать окружения на Березине.

Несмотря на стратегическую победу, Наполеону удалось переправиться через реку, Великая армия понесла огромные потери. Вскоре после этого сражения остатки наполеоновской армии покинули пределы Российской империи.
#33
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Переправа через Березину

Время создания
вторая половина XIX века
Размер
174x267 см
Техника
холст, масло
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%