Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Подводные сокровища Судака»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Тарелка красноглиняная (фрагмент)

Время создания
XIII век
Место создания
Малая Азия
Размер
7,8x10x1,5 см
Техника
глина, обжиг, гончарный круг
0
Открыть в приложении
#3

Гончарное искусство со времени своего появления было связано с оседлой жизнью. В Средние века, когда многие ремесленники кочевали по городам в поисках нового опыта и выгодных заказов, гончары оказались наименее мобильными. Профессор Валентин Николаевич Даниленко объяснял это так: «каменщик или плотник легко унесет все, что ему нужно для работы, в заплечном мешке… его <гончара> инструменты (в первую очередь гончарный круг) массивны», к тому же для работы требуется скрупулезное изучение местного сырья: воды, песка и глин.

Несмотря на это, некоторые гончары решались на переезд и перенос своего опыта в новые места. Так вырабатывались стандарты профессиональных приемов, форм изделий, способов декорирования.

Первой задачей гончара был выбор сырья. Глину мелко толкли и разводили водой, одновременно «выгоняя» пузырьки воздуха, добиваясь однородности и пластичности теста. Чтобы снизить риск пересыхания изделия при обжиге, в глину добавляли смягчители: мелкий песок, толченую слюду и ракушки.

Самым ранним (после вылепливания из единого куска) методом было составление формы из колец или клиньев теста и соединение их глиняным раствором. Для более сложного метода — формовки — изготавливали вогнутые или выгнутые формы. Пласт глины соответственно вдавливали в нее или распределяли по поверхности.

Появление гончарного круга позволило заниматься массовым производством, создавать стандартные сосуды с большей скоростью.

Полировка поверхности и глянцевание делали посуду более привлекательной внешне и повышали ее водонепроницаемость. Изначально полировали просто мокрыми руками; затем стали использовать тонкий раствор глины — белый или цветной ангоб. Позднее продукцию начали глазуровать (ангоб превращается в стеклоподобное вещество — глазурь — в процессе обжига при высокой температуре).

Как правило, обжиг производили над открытым огнем. Для получения большего жара, в частности для запекания глазури, керамику помещали в специальные печи-кильны.

Анализ керамики составляет важную часть археологических исследований и затрагивает не только эволюцию самих изделий, но и культурный контекст, в котором она происходила.
#4
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Тарелка красноглиняная (фрагмент)

Время создания
XIII век
Место создания
Малая Азия
Размер
7,8x10x1,5 см
Техника
глина, обжиг, гончарный круг
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%