Этюд «Вешний поток» написан И.Э. Грабарем в конце марта 1904 года, в имении Дугино, когда «снег почти всюду сошел, в Дугине начинали искать его остатков в оврагах». Грабарь пишет «очаровательный овраг, поросший дубками, с сохранившейся на них с осени высохшей желто-зеленой листвой», пытаясь передать «соединение угасающих тонов осени, холодную белизну зимы и возрождающиеся краски весны».
#1
И.Э. Грабарь
Вешний поток
#2
#3
Композиция, сочетающая вертикали деревьев, горизонталь бирюзового неба, нарушенную вкраплением прошлогодних листьев, крутые зигзаги ручья, по диагонали убегающего за рамки картины, и вторящие ему изогнутые пятна тающего снега, — невероятно динамична.
Но художника не волнует глубина пространства, «геометрическая перспектива, — как писал итальянский искусствовед Лионелло Вентури (большой знаток импрессионистов), — уступает место бесконечному развертыванию бесконечной воздушной среды».
#4
В результате картина напоминает не «окно в мир», а панно, чрезвычайно богатое по цвету и, к тому же, рельефное.
Грабарь пишет очень пастозно, буквально «выдавливая» краски из тюбика на холст, как на палитру, он активно использует «импрессионистический» раздельный мазок в изображении снега и воды. А охристые тона — от пожухло-коричневого до почти золотого — оттеняются сине-фиолетовыми красками, придавая пейзажу мажорное звучание.
read morehide
Вешний поток
Dimensions
70x89 cm
Technique
Холст, масло
Collection
Exhibition
44
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share