Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

На озере

Dimensions
77x80 cm
Technique
Холст, масло
55
Open in app
#1
И.Э. Грабарь
На озере
#2
Во время революции Мещерины, а с ними и Игорь Грабарь, ставший членом их семьи, лишились своего имения Дугино. Поэтому в 1920-е годы художник «осваивал» все новые и новые уголки любимого им Подмосковья в поисках мест, удобных для работы и для жизни разросшейся семьи. 

В Автомонографии он пишет:
#3
В мае 1925 года у меня родился сын, и для детей надо было искать дачу, оселились в Косине, по Казанской дороге, где меня соблазнили два красивых озера Белое и Черное и где мы прожили два лета.
И.Э. Грабарь
#4
Летом 1926 года Грабарь исполнил в Косине этюд, в котором, по собственным словам, «сделал попытку» создать «человеческий» образ природы, «прекрасный с точки зрения зрителя, хотя и не волнующий с точки зрения живописи».

Художник вспоминал:
#5
Я взял такой пейзаж, неплохо сочиненный в натуре по силуэту, но не музыкальный, не «поющий» по краскам, по расцветке. Я взял несколько деревьев на первом плане — две березки, три осинки и одну ветлу, — все это на фоне бегущих по небу облаков, дальнего леса и озера. 

Начал писать с таким чувством: посмотрю, что выйдет. Не было никакого творческого экстаза, ни даже хорошей зарядки. Писал долго и деловито, стараясь забыть все «измы» на свете и быть только публикой, любующейся прекрасной природой. Деревья были в натуре чудесно нарисованы, характерно, изящно и тонко. Старался писать, как видел и что чувствовал.
И.Э. Грабарь
#6
От части в этюде варьируется излюбленный Грабарем композиционный прием, сочетающий вертикали деревьев первого плана и горизонтали открытых пространств (полей, лугов, воды, неба), «сквозящих» сквозь ритмически организованные стволы. 

Только теперь художник отказывается от лирическо-камерной трактовки образа, субъективной мгновенности впечатления, и потому на смену фрагментарности построения и острым, динамичным ракурсам в его работе приходит устойчивая, фронтально развернутая композиция с плавным ритмом широких планов, последовательно уводящих взгляд от низкого поросшего густой травой берега, к высоким деревьям, озерной глади, дальнему лесу и, наконец, к высокому небу с торжественно плывущими облаками. Все это наделяет образ эпическим звучанием.
#7
Ощущение «картинности», которого добивался Грабарь, усиливает классическая жанровая сценка, введенная в центр композиции, — купание коня. 

Описывая свои впечатления от натуры, мастер отмечал:
#8
Эта человеческая подробность сразу зазвучала и как художническая. Картина в какой-то мере «запела». Живописно она не представляет ничего интересного, но чувства природы в ней больше, чем бывало в десятке других моих этюдов и картин, гораздо лучше организованных с точки зрения живописи.
И.Э. Грабарь
read morehide

На озере

Dimensions
77x80 cm
Technique
Холст, масло
55
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%