В январе 1904 года на выставке «Союза Русских художников» Грабарь познакомился с живописцем и предпринимателемНиколаем Васильевичем Мещериным и сразу получил его настоятельное приглашение приехать в имение Дугино на этюды. Усадьба находилась в Подольском уезде, в 28 верстах к югу от Москвы на высоком холме, с которого открывались изумительной красоты виды на окрестности и реку Пахру.
#2
#3
Когда Грабарь впервые приехал в Дугино, здесь произошло то, что бывало с ним, когда он попадал в новое место, где ему было интересно и комфортно работать —взрыв творческой и эмоциональной энергии, боязнь потерять драгоценное для работы время.
#4
Именно в имении Мещериных, которое на долгие годы станет его домом, где он обретет дружеское и семейное счастье, и где будут созданы все знаменитые его произведения 1900-х годов, Грабарь найдет свойлюбимый композиционный мотив — березовая роща на фоне бесконечных далей полей.
#5
Вот она, типичная подмосковная природа. Куда ни взглянешь, все красиво, все хотелось писать <…>
Я в первый же день проехался, чтобы ознакомиться с окрестностями Дугина, которыми остался очень доволен, особенно обилием берез. Это странное дерево, единственное среди всех белое, редко встречающееся на Западе и столь типичное для России, меня прямо заворожило. <…>
В Дугине перед домом стояла славная березовая рощица, в конце которой, на выходе в поле, был так называемый «кружок» — группа в несколько особенно живописных берез, красиво изогнутых и ритмично расположенных.
Описывал И.Грабарь свои первые впечатления от увиденного.
#6
Принадлежащий Русскому музею этюд «Зима»,исполненный в один сеанс, пронизан тем радостным настроением приближающегося обновления природы, которое неожиданно возникает в ясный февральский денек задолго до наступления весны, когда воздух еще морозно звонок и голубая эмаль неба по-зимнему холодна.
Источник радости — солнечный свет. Молодые березы словно купаются в его сияющих потоках и, кажется, готовы вырваться из оков занесенной снегом земли.
Низкая точка зрения, композиционно срезанные в верхней части кроны, музыкально-звонкий ритм изящных белых стволов, подчеркнутый вертикальным форматом холста, — все это создает ощущение легкости, «головокружительной» полетности, когда стоя под деревьями запрокидываешь голову и сквозь ажурное сплетение тонких ветвей видишь маняще безбрежную небесную высь.
Густые раздельные красочные мазки, контрасты теплого и холодного света и теней передают пульсацию жизни в каждом сантиметре живописной поверхности.
read morehide
Зима
Dimensions
72,5x55 cm
Technique
холст, масло
Collection
Exhibition
60
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share