Десятилетие с 1920 по 1930 год в жизни Игоря Грабаря было связано с активной деятельностью по спасению памятников древнерусского искусства, их реставрацией, национализацией крупнейших собраний и перераспределением их по российским музеям. Главным делом для художника стала работа в реставрационных мастерских (ради которой он даже отказался от директорства в Третьяковской галерее).
#1
И.Э. Грабарь
Заводь
#2
#3
Но времена изменились, и пришлось выбирать между администрированием, которое становилось все труднее, и творчеством.
«Тоска по живописи взяла верх», и, получив от Совнаркома персональную пенсию, Грабарь ушел с поста директора мастерских с намерением полностью посвятить себя живописи, уделив особое внимание портрету.
#4
Но, перейдя на портрет, вернее, вернувшись к нему, я не забросил окончательно пейзажа… Значительной вехой была ранняя весна 1931 года, … а за год до этого лучшим пейзажем была «Заводь», приобретенная Русским музеем
И.Э. Грабарь
#5
Среди работ этого времени «Заводь», действительно, выделяется, в первую очередь, композицией.
Небо, отраженное в воде, — пейзажный мотив, встречающийся у Грабаря нечасто. Никогда, ни до, ни после — он не имел такого почти мистически символистского звучания.
Композиция симметрично (по горизонтали) делится надвое: уголок ясного нежно-голубого неба, чуть «прикрытого» зеленью листвы, освещенной солнцем, отразился в фиолетово-холодной глади заводи, живописно затянутой кружевом ряски. И этот «отраженный», перевернутый, преображенный мир бесконечно манит, беспокоит, будит воображение и долго не «отпускает» зрителя. И день, только что казавшийся солнечным, вдруг становится не таким уж тихим и ясным, наполняясь эмоциями человека, пораженного величием и непостижимостью мира природы.
#6
Хотелось передать одновременно и чувство художника, задетого гармонией целого. И чувство обывателя, потрясенного ощущением невозмутимого деревенского покоя
И.Э. Грабарь
#7
Словно стремясь «преодолеть» импрессионизм, Грабарь «забывает» о голубых тенях и цветных рефлексах, используя исключительно зеленую краску в изображении травы и деревьев, и только на первом плане добавляет цвета: легкими мазками пишет теплую охристо-розовую ряску на холодной поверхности воды. А яркие участки, освещенные солнцем, резко контрастируют с уголками, прячущимися в тени зеленого великолепия.
read morehide
Заводь
Dimensions
69x99 cm
Technique
Холст, масло
Collection
Exhibition
23
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share