В 1930-е годы начинается «портретный» период творчества И.Э. Грабаря. Он пишет членов своей семьи, «коллег» — музейщиков, критиков, реставраторов, создает серию автопортретов, не избегает и жанра парадного портрета.
#1
И.Э. Грабарь
Портрет К.Д. Медовой
#2
#3
Большой «Портрет К.Д.Медовой», выполненный в 1932 году, является примером заказного портрета.
Молодая женщина прилегла на невысокую софу, покрытую серо-полосатым пледом. Радостная открытая улыбка, «удобная» свободная поза, небрежный жест пальцев, придерживающих сигарету — все, на первый взгляд, выглядит непринужденно, «по-домашнему».
Но, подобно героиням салонных женских портретов, она изображена в нарядном темно-синем платье с кружевной отделкой и выходных лакированных туфлях, с бусами на шее и аккуратной прической. Фон, на котором расположена фигура, своей фактурой напоминает театральный занавес, а на круглом столике — букет цветов.
Актриса, отдыхающая в своей уборной в ожидании второго акта? Мы можем лишь предполагать, так как точных сведений об изображенной на портрете нет.
Сам портрет мало говорит нам и о характере героини, похоже, такую задачу художник перед собой не ставил, ограничившись передачей жизнерадостного состояния модели, любования ее миловидными чертами.
#4
Как когда-то салонно-академическое искусство обращалось к элитарным аристократическим кругам любителей и ценителей искусства (основные заказчики — императорский двор и его окружение), так и в 30–40-е годы ХХ века художники, в том числе и Грабарь, взаимодействовали с советской элитой, учитывая их вкусы.
В эти годы Грабарь часто строит колорит портретов на сочетании малиново-красных тонов с синими и серыми. Так и этот холст делится по диагонали на серую и красную «зоны», почти не вступающие между собой в живописное взаимодействие. Только лицо и обнаженные ноги героини перекликаются с цветом фона и букета на столе.
#5
Портрет этот, особенно то, как написано лицо, сам художник считал своей удачей.
О том, как Грабарь искал способ лепить форму не только светом и тенью, но и цветом — более интенсивным и менее интенсивным, он пишет так:
#6
Над этой проблемой я работал весь 1932 год, достигнув определенных результатов… Но это значительно усложняло фактуру, грубость которой во всей современной живописи, в том числе, конечно, и в моей, мне давно уже не давала покоя. Данную проблему надо было решить так, чтобы зритель не отвлекался этой живописной кухней, прямо и непосредственно переживая впечатления, как на расстоянии, так и вблизи. Задача нелегкая, но не неразрешимая. До некоторой степени мне удалось ее разрешить в портрете К.Д. Медовой, лежащей в темно-синем платье на зеленой кушетке на фоне ковра. Лицо портрета — в тени, в полутоне, но оно светится светом, отраженным от солнечных рефлексов в комнате. Лицо это решено просто, и портрет я считаю удачным.
read morehide
Портрет К.Д. Медовой
Dimensions
91x151 cm
Technique
холст, масло
Collection
Exhibition
33
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share