Плакат Валентина Серова, созданный им по заказу Сергея Дягилева к гастролям балерины Анны Павловой в Париже в 1909 году, скорее кажется картиной, нежели плакатом. Балерина показана во весь рост, в профиль, в натуральную величину. Обнажённые руки, воздушное платье и ножки в пуантах едва намечены, зато голова и лицо прорисованы тщательно. Силуэт её нанесён мелом, хрупкий и осыпающийся, как и весь еле уловимый очаровательный образ балерины. Кроме головы и лица все остальные детали образа едва намечены, фигура танцовщицы иллюзорна. Она как прекрасное видение влечёт за собой своими бессмертными движениями.
The Théâtre du Châtelet
Creation period
1909
Place of сreation
Paris
Dimensions
243,6x184,7 cm
The poster is printed on two separate sheets. Paper, coloured lithograph 130.9 x 199 (the upper half of the poster) 130.3 x 199 (the lower half of the poster) 243.6 x 184.7 (the “spliced” image)
The poster is printed on two separate sheets. Paper, coloured lithograph 130.9 x 199 (the upper half of the poster) 130.3 x 199 (the lower half of the poster) 243.6 x 184.7 (the “spliced” image)
Technique
Бумага, цветная литография
Exhibition
27
Open in app#2
#4
Ничего не сделано, а идея танца выражена так совершенно, как нельзя более придумать
Русский философ Василий Розанов об этом плакате
#3
Расклеенная по всему Парижу, афиша произвела поистине фурор. Поговаривали, что портрет Анны Павловой вызвал даже больше обсуждений и отзывов, чем сама балерина. Плакат принёс славу, как его автору, так и танцовщице, прославив её далеко за пределами страны и наградив почётным званием «танцующий бриллиант».
#5
Многие уверены, что именно Дягилев открыл Павлову миру. Но это не так. Анна Павлова уже танцевала в Швеции, Дании и Германии ещё за год до возникновения «Русских сезонов». Более того, именно Павлова предложила Дягилеву включить в оперный сезон и балет (первые «Русские сезоны» были исключительно оперными).
#6
На создание знаменитого плаката художнику потребовалось одиннадцать сеансов. Балерина чуть ли не ежеминутно застывала в арабеске, чтобы живописец поймал мимолетное движение и передал его на бумаге. Сила великой балерины заключалась в хрупкости и виртуозном исполнении танца. Именно такой — лёгкой, как пушинка, и изобразил её Валентин Серов, увековечив в её портрете «силуэт серебряного века» — слияние на рубеже веков классики и модерна. Плакат работы Валентина Серова с силуэтом Анны Павловой навсегда стал эмблемой «Русских сезонов».
read morehide
The Théâtre du Châtelet
Creation period
1909
Place of сreation
Paris
Dimensions
243,6x184,7 cm
The poster is printed on two separate sheets. Paper, coloured lithograph 130.9 x 199 (the upper half of the poster) 130.3 x 199 (the lower half of the poster) 243.6 x 184.7 (the “spliced” image)
The poster is printed on two separate sheets. Paper, coloured lithograph 130.9 x 199 (the upper half of the poster) 130.3 x 199 (the lower half of the poster) 243.6 x 184.7 (the “spliced” image)
Technique
Бумага, цветная литография
Exhibition
27
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share