Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Пушкин на берегу Черного моря

Dimensions
232x162 cm
Technique
картина
7
Open in app
#2
В 1940 году из Государственного Ленинградского Академического театра (Александринского) в фонды Всесоюзного музея А.С. Пушкина поступила картина, написанная двумя выдающимися русскими художниками И.К. Айвазовским и И.Е. Репиным, — «Пушкин на берегу Черного моря» («Прощай, свободная стихия!»). Это большое полотно (232×162 см), на котором изображен А.С. Пушкин на берегу Черного моря перед отъездом из Одессы в Михайловское.
#3
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
А.С. Пушкин. «К морю» (1824)
#4
Берег моря. Справа — часть скалы, у подножия которой, опираясь на ее выступ, одетый в темный плащ с развевающейся пелериной, сняв шляпу и подставив лицо ветру, стоит А.С. Пушкин. Перед ним — бушующая стихия: волны, бьющиеся о скалы, небо в грозовых тучах.

В подзаголовке картины — первая строка пушкинского стихотворения «Прощай, свободная стихия!» — итог размышлений Пушкина-романтика о свободе, с которой у поэта ассоциируется образ моря, неуправляемой природной стихии. Но это и аллегория свободы политической и свободы личной… «Свободная стихия» — психологический символ, передающий внутренний мир поэта. Да и сам художник — мастер классического пейзажа, маринист-романтик, воплощающий в своих полотнах красоту и мощь морской стихии.

Айвазовский создал своеобразную крымскую пушкиниану: «Пушкин у Гурзуфских скал», «Пушкин на берегу моря», «А.С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе», «А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца».

Изображения Пушкина на этих картинах вряд ли можно назвать «портретами» поэта. Сам Айвазовский, к тому времени известный пейзажист и маринист, трезво оценивал свои возможности портретиста.
Идея написать Пушкина на фоне бушующего моря вместе с известным портретистом И. Е. Репиным принадлежала Айвазовскому. Репин, в свойственной ему манере, так отозвался о своем участии в создании картины: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку».

Картина создана в 1887 году, в год пятидесятилетия со дня гибели Пушкина. Айвазовский всю жизнь помнил о своей единственной встрече с поэтом в сентябре 1836 года на традиционной осенней выставке в Академии художеств, куда Пушкин приезжал со своей женой Натальей Николаевной. Айвазовский через шестьдесят лет после этой знаменательной встречи вспоминал, как ученики Академии и молодые художники окружили Пушкина, как его, девятнадцатилетнего выпускника Академии, получившего золотую медаль, представили поэту. 
#5
Тогда во время нашего разговора, я его хорошо рассмотрел… Теперь я могу пересчитать на пальцах тех лиц, которые помнят поэта: их осталось немного, а я вдобавок был им любезно принят и приглашен к нему ласковой и любезной красавицей Натальей Николаевной, которая нашла, почему-то, во мне тогда сходство с портретами ее славного мужа в молодости. С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нем…
#6
Внешнее сходство художника и поэта подтверждают и строки из письма близкого друга Пушкина П.А. Вяземского историку М. Погодину: 
#7
Знаменитый наш живописец Айвазовский желает с Вами познакомиться. Кроме отличного таланта, имеет еще одно особенное достоинство: напоминает наружностью своею нашего А.С. Пушкина. Угостите его в Москве и за талант, и за сходство…
#8
Уже после гибели Пушкина Айвазовский поддерживал отношения с его вдовой, Н.Н. Ланской, которая бывала в его мастерской. Сам Айвазовский навещал семейство Пушкиных-Ланских на их даче на островах, расспрашивал о поэте. В знак искренней дружбы художник подарил Наталье Николаевне одну из своих картин — «Лунная ночь у взморья», сделав на обороте полотна дарственную надпись: «На память Наталии Ланской от Айвазовского. 1-го Генваря 1847 года. С.-Петербург».
#9
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Пушкин на берегу Черного моря

Dimensions
232x162 cm
Technique
картина
7
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%