В 1940 году из Государственного Ленинградского Академического театра (Александринского) в фонды Всесоюзного музея А.С. Пушкина поступила картина, написанная двумя выдающимися русскими художниками И.К. Айвазовским и И.Е. Репиным, — «Пушкин на берегу Черного моря» («Прощай, свободная стихия!»). Это большое полотно (232×162 см), на котором изображен А.С. Пушкин на берегу Черного моря перед отъездом из Одессы в Михайловское.
#2
#3
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
А.С. Пушкин. «К морю» (1824)
#4
Берег моря. Справа — часть скалы, у подножия которой, опираясь на ее выступ, одетый в темный плащ с развевающейся пелериной, сняв шляпу и подставив лицо ветру, стоит А.С. Пушкин. Перед ним — бушующая стихия: волны, бьющиеся о скалы, небо в грозовых тучах.
В подзаголовке картины — первая строка пушкинского стихотворения «Прощай, свободная стихия!» — итог размышлений Пушкина-романтика о свободе, с которой у поэта ассоциируется образ моря, неуправляемой природной стихии. Но это и аллегория свободы политической и свободы личной… «Свободная стихия» — психологический символ, передающий внутренний мир поэта. Да и сам художник — мастер классического пейзажа, маринист-романтик, воплощающий в своих полотнах красоту и мощь морской стихии.
Айвазовский создал своеобразную крымскую пушкиниану: «Пушкин у Гурзуфских скал», «Пушкин на берегу моря», «А.С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе», «А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца».
Изображения Пушкина на этих картинах вряд ли можно назвать «портретами» поэта. Сам Айвазовский, к тому времени известный пейзажист и маринист, трезво оценивал свои возможности портретиста.
Идея написать Пушкина на фоне бушующего моря вместе с известным портретистом И. Е. Репиным принадлежала Айвазовскому. Репин, в свойственной ему манере, так отозвался о своем участии в создании картины: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку».
Картина создана в 1887 году, в год пятидесятилетия со дня гибели Пушкина. Айвазовский всю жизнь помнил о своей единственной встрече с поэтом в сентябре 1836 года на традиционной осенней выставке в Академии художеств, куда Пушкин приезжал со своей женой Натальей Николаевной. Айвазовский через шестьдесят лет после этой знаменательной встречи вспоминал, как ученики Академии и молодые художники окружили Пушкина, как его, девятнадцатилетнего выпускника Академии, получившего золотую медаль, представили поэту.
В подзаголовке картины — первая строка пушкинского стихотворения «Прощай, свободная стихия!» — итог размышлений Пушкина-романтика о свободе, с которой у поэта ассоциируется образ моря, неуправляемой природной стихии. Но это и аллегория свободы политической и свободы личной… «Свободная стихия» — психологический символ, передающий внутренний мир поэта. Да и сам художник — мастер классического пейзажа, маринист-романтик, воплощающий в своих полотнах красоту и мощь морской стихии.
Айвазовский создал своеобразную крымскую пушкиниану: «Пушкин у Гурзуфских скал», «Пушкин на берегу моря», «А.С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе», «А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца».
Изображения Пушкина на этих картинах вряд ли можно назвать «портретами» поэта. Сам Айвазовский, к тому времени известный пейзажист и маринист, трезво оценивал свои возможности портретиста.
Идея написать Пушкина на фоне бушующего моря вместе с известным портретистом И. Е. Репиным принадлежала Айвазовскому. Репин, в свойственной ему манере, так отозвался о своем участии в создании картины: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку».
Картина создана в 1887 году, в год пятидесятилетия со дня гибели Пушкина. Айвазовский всю жизнь помнил о своей единственной встрече с поэтом в сентябре 1836 года на традиционной осенней выставке в Академии художеств, куда Пушкин приезжал со своей женой Натальей Николаевной. Айвазовский через шестьдесят лет после этой знаменательной встречи вспоминал, как ученики Академии и молодые художники окружили Пушкина, как его, девятнадцатилетнего выпускника Академии, получившего золотую медаль, представили поэту.
#5
Тогда во время нашего разговора, я его хорошо рассмотрел… Теперь я могу пересчитать на пальцах тех лиц, которые помнят поэта: их осталось немного, а я вдобавок был им любезно принят и приглашен к нему ласковой и любезной красавицей Натальей Николаевной, которая нашла, почему-то, во мне тогда сходство с портретами ее славного мужа в молодости. С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нем…
#6
Внешнее сходство художника и поэта подтверждают и строки из письма близкого друга Пушкина П.А. Вяземского историку М. Погодину:
#7
Знаменитый наш живописец Айвазовский желает с Вами познакомиться. Кроме отличного таланта, имеет еще одно особенное достоинство: напоминает наружностью своею нашего А.С. Пушкина. Угостите его в Москве и за талант, и за сходство…
#8
Уже после гибели Пушкина Айвазовский поддерживал отношения с его вдовой, Н.Н. Ланской, которая бывала в его мастерской. Сам Айвазовский навещал семейство Пушкиных-Ланских на их даче на островах, расспрашивал о поэте. В знак искренней дружбы художник подарил Наталье Николаевне одну из своих картин — «Лунная ночь у взморья», сделав на обороте полотна дарственную надпись: «На память Наталии Ланской от Айвазовского. 1-го Генваря 1847 года. С.-Петербург».
#9
Всероссийский музей А.С. Пушкина
read morehide
Пушкин на берегу Черного моря
Dimensions
232x162 cm
Technique
картина
Collection
7
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share