Произведения мастеров конца XIX начала XX века завершали экспозицию «Историко-художественной выставки русского портрета» в Таврическом дворце. Тогда, в 1905 году, этот раздел на фоне других выглядел менее сенсационно и особенного зрительского энтузиазма не вызвал. Между тем, он тоже мог гордиться картинами, прочно вошедшими затем в историю русской живописи.
#2
#3
Илья Ефимович Репин долгие годы был в тесной дружбе с Владимиром Васильевичем Стасовым. В своих мемуарах он называет его «рыцарем в благороднейшем смысле слова», «рожденным для искусства», много и охотно пишет о его «пылком темпераменте» и «возвышенной душе».
#4
Знаменитый «дрезденский портрет» был создан во время поездки Репина и Стасова по Европе летом 1883 года.
Случилось так, что друзья попали в Дрезден на праздник, когда там были закрыты галереи. Репину не терпелось поработать и он, усадив Стасова позировать, за два дня написал портрет.
Случилось так, что друзья попали в Дрезден на праздник, когда там были закрыты галереи. Репину не терпелось поработать и он, усадив Стасова позировать, за два дня написал портрет.
В одном из своих писем Стасов описал это событие:
#5
… всего портрет писали 14 часов, может быть с небольшим… Но только одно выигралось от такой упрямой работы, это то, что не прерывалось настроение господина живописца, да и моя поза тоже не прерывалась, не надо было всякий раз отыскивать снова, как мне сесть и как мне повернуться. Костюм же мой был, для удобства, такой: преспокойно одно только пальто, а снизу ночная рубашка, даже на груди немножко раскрывается (чего я не знал даже, а Репин нарочно не сказал для того, чтобы я не вздумал поправиться). Поворот — прямо спереди, рук нет выше локтя, поза порядком массивная, выражение — чем-то довольного, но и очень серьезного человека. А чем этот человек был так доволен? Должно быть, очень многим: и путешествием, и компанией, писанием портрета (наверное, отличного), и всего более — разговорами нашими…
#6
Репин написал портрет «на одном дыхании». Его чувства звучали в унисон с чувствами Стасова.
Сдержанная, благородная колористическая гамма, ясный очерк силуэта при великолепной объемно-пространственной моделировке и ликующее, широкое фактурное письмо, где рельефность мазков подчеркнута игрой света и тени — все в портрете подчинено атмосфере бурного эмоционального восторга, в котором прибывали художник и его модель в европейской поездке.
read morehide
Портрет В.В. Стасова
Dimensions
74x60 cm
Technique
холст, масло
Collection
Exhibition
3
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share