В феврале 1910 года Пушкинское лицейское общество, готовясь достойно отметить столетие Лицея, обратилось к И.Е. Репину с просьбой «принять на себя труд написать картину» на один из предложенных сюжетов: торжественный акт открытия Лицея или переводной экзамен 8 января 1815 года. Репин выбрал второе.
Секретарь Пушкинского общества П.Е. Рейнбот в ответ написал художнику письмо, текст которого стал пророческим: «Благодаря Вам, Илья Ефимович, знаменательный момент, когда маститый певец Фелицы Державин, на склоне своих дней, благословил юношу-лицеиста Пушкина, момент уже занесенный в летописи русской литературы, получит еще яркое выражение в истории русской живописи… Вы, Илья Ефимович, создадите новый памятник великому поэту и вместе с нами, старыми и молодыми лицеистами, членами Пушкинского лицейского общества, все русские люди от души скажут Вам спасибо за труд, принятый Вами на себя, по девизу Лицея „Для общей пользы“».
Художник с энтузиазмом принялся за работу и благодарил «бога и судьбу за этот дивный сюжет», который сам «никогда не взял бы» для картины. Он уже не раз обращался к образу Пушкина, который давался ему нелегко. В 1887 году совместно с И.К. Айвазовским была написана картина «Пушкин на берегу Черного моря» («Прощай, свободная стихия!»), а начатое в 1897 году полотно «Пушкин на берегу Невы. 1835 год» не было завершено. По признанию Репина, дух поэта не покровительствовал ему.
Новый заказ вдохновил художника. Члены Пушкинского общества помогали собрать необходимые материалы: список присутствовавших на экзамене, воспоминания участников и свидетелей события, описание лицейского мундира, обстановки в зале… Великий князь Константин Константинович, выпускник Лицея, предоставил из своей коллекции портрет Державина в сенаторском мундире работы В.Л. Боровиковского. В Александровском Лицее была устроена инсценировка лицейского экзамена.
Репин начал работу на большом полотне (два на четыре метра). Исторические персонажи были взяты крупным планом, фигуры как бы «выходили» на зрителя, некоторые даже не умещались и были частично срезаны краем полотна, в том числе левая нога Пушкина. Цифровую копию этого полотна можно увидеть на информационной стойке. В настоящее время картина находится в Чехии, в Пражском Граде. Ее приобрел первый президент Чехословакской республики Томаш Масарик в 1933 году.
А в 1910 году, увидев большое полотно в мастерской художника, члены Пушкинского общества попросили «отодвинуть» фигуру Пушкина в глубину зала. Репин начинает работу на новом холсте меньшего размера и сообщает Рейнботу, что композиция становится «гораздо полнее и значительнее», «зал выходит весь с потолком, люстрой и ясной постановкой колонн», Пушкин стоит «по самой середине зала; и весь, и удален даже от зрителя на приятную дистанцию».
«Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» — одна из немногих работ, которые нравились художнику (чаще он своими картинами был недоволен). «Лицо и фигура мальчика-Пушкина на моей картине составляет радость моей жизни. Никогда мне еще не удавалось ни одно лицо так живо, сильно и с таким несомненным сходством, как это — героя-ребенка», — признавался Илья Ефимович.
Секретарь Пушкинского общества П.Е. Рейнбот в ответ написал художнику письмо, текст которого стал пророческим: «Благодаря Вам, Илья Ефимович, знаменательный момент, когда маститый певец Фелицы Державин, на склоне своих дней, благословил юношу-лицеиста Пушкина, момент уже занесенный в летописи русской литературы, получит еще яркое выражение в истории русской живописи… Вы, Илья Ефимович, создадите новый памятник великому поэту и вместе с нами, старыми и молодыми лицеистами, членами Пушкинского лицейского общества, все русские люди от души скажут Вам спасибо за труд, принятый Вами на себя, по девизу Лицея „Для общей пользы“».
Художник с энтузиазмом принялся за работу и благодарил «бога и судьбу за этот дивный сюжет», который сам «никогда не взял бы» для картины. Он уже не раз обращался к образу Пушкина, который давался ему нелегко. В 1887 году совместно с И.К. Айвазовским была написана картина «Пушкин на берегу Черного моря» («Прощай, свободная стихия!»), а начатое в 1897 году полотно «Пушкин на берегу Невы. 1835 год» не было завершено. По признанию Репина, дух поэта не покровительствовал ему.
Новый заказ вдохновил художника. Члены Пушкинского общества помогали собрать необходимые материалы: список присутствовавших на экзамене, воспоминания участников и свидетелей события, описание лицейского мундира, обстановки в зале… Великий князь Константин Константинович, выпускник Лицея, предоставил из своей коллекции портрет Державина в сенаторском мундире работы В.Л. Боровиковского. В Александровском Лицее была устроена инсценировка лицейского экзамена.
Репин начал работу на большом полотне (два на четыре метра). Исторические персонажи были взяты крупным планом, фигуры как бы «выходили» на зрителя, некоторые даже не умещались и были частично срезаны краем полотна, в том числе левая нога Пушкина. Цифровую копию этого полотна можно увидеть на информационной стойке. В настоящее время картина находится в Чехии, в Пражском Граде. Ее приобрел первый президент Чехословакской республики Томаш Масарик в 1933 году.
А в 1910 году, увидев большое полотно в мастерской художника, члены Пушкинского общества попросили «отодвинуть» фигуру Пушкина в глубину зала. Репин начинает работу на новом холсте меньшего размера и сообщает Рейнботу, что композиция становится «гораздо полнее и значительнее», «зал выходит весь с потолком, люстрой и ясной постановкой колонн», Пушкин стоит «по самой середине зала; и весь, и удален даже от зрителя на приятную дистанцию».
«Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» — одна из немногих работ, которые нравились художнику (чаще он своими картинами был недоволен). «Лицо и фигура мальчика-Пушкина на моей картине составляет радость моей жизни. Никогда мне еще не удавалось ни одно лицо так живо, сильно и с таким несомненным сходством, как это — героя-ребенка», — признавался Илья Ефимович.