Стержнем коллекции, лучшей ее работой стал портрет писателя- сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, написанный Ярошенко в 1886 году.
Здесь, как и в других портретах художника, доминирует внутренняя значимость образа, глубина и сложность раскрытия внутреннего мира человека.
Газеты писали: «Ярошенко выставил такой портрет, который превосходит все портреты, когда-либо написанные этим художником».
На портрете изображен старый человек незадолго до ухода из жизни. Он сидит в кресле, на нем халат и накинутый на плечи плед. Худое, измученное переживаниями лицо, непримиримый строгий взгляд. Какая напряженная и сложная внутренняя жизнь за этой внешностью больного старика. Портрет написан в традиционном для художника стиле — полуфигура портретируемого на общем, условном фоне, выделение светом лица, детали, усиливающие впечатление — погруженные в тень глаза, синеватая кисть руки, спутавшиеся на виске волосы.
«Невозможно понять историю России без этого талантливого писателя, никто не знал ее лучше, чем Салтыков», — писал Алексей Максимович Горький.
Критика высоко оценила значение и художественные достоинства портрета. Стасов писал: «Этот портрет по письму, а ещё более по глубине и правдивости выражения превосходит, мне кажется, все портреты, когда-либо писаные Ярошенко. Наш знаменитый писатель представлен со всей той глубиной психологии и страданием за себя и за других, которыми дышат последние его сочинения и которыми он потрясает все сердца».
Здесь, как и в других портретах художника, доминирует внутренняя значимость образа, глубина и сложность раскрытия внутреннего мира человека.
Газеты писали: «Ярошенко выставил такой портрет, который превосходит все портреты, когда-либо написанные этим художником».
На портрете изображен старый человек незадолго до ухода из жизни. Он сидит в кресле, на нем халат и накинутый на плечи плед. Худое, измученное переживаниями лицо, непримиримый строгий взгляд. Какая напряженная и сложная внутренняя жизнь за этой внешностью больного старика. Портрет написан в традиционном для художника стиле — полуфигура портретируемого на общем, условном фоне, выделение светом лица, детали, усиливающие впечатление — погруженные в тень глаза, синеватая кисть руки, спутавшиеся на виске волосы.
«Невозможно понять историю России без этого талантливого писателя, никто не знал ее лучше, чем Салтыков», — писал Алексей Максимович Горький.
Критика высоко оценила значение и художественные достоинства портрета. Стасов писал: «Этот портрет по письму, а ещё более по глубине и правдивости выражения превосходит, мне кажется, все портреты, когда-либо писаные Ярошенко. Наш знаменитый писатель представлен со всей той глубиной психологии и страданием за себя и за других, которыми дышат последние его сочинения и которыми он потрясает все сердца».