В 1897 году Н.А. Ярошенко совершил второе большое путешествие по Европе. На этот раз он посетил Италию, ее южную и островную часть. Здесь он воочию увидел пейзаж, который занимал огромное место в русском искусстве 1-й половины XIX века, будучи преобладающим в творчестве русских художников-академистов. Выезжая в Италию, они много работали на пленэре, стремились передавать естественный свет, игру теней и солнечных бликов, использовали сочетание разнообразных цветовых пятен.
Сицилия, с ее множеством достопримечательностей, исторических памятников, памятников культуры и, конечно, природы — от высоких гор к белым песчаным пляжам и совершенно прозрачной, звенящей синевой воде, влекла к себе множество живописцев, как европейских, так и русских. Приступая к итальянским пейзажам, Ярошенко ориентировался на опыт и современных ему художников, и пейзажистов разных исторических эпох.
Таормина — один из самых известных сицилийских курортов. Таормина чрезвычайно живописна: ее окружают пальмовые, сосновые, цитрусовые и кипарисовые рощи; на главных улицах городка расположились невысокие античного вида виллы.
Хотя этюд и называется «Таормина», но не город здесь главный герой. Привлекает внимание синий залив, который перекликается с голубизной южного неба, узкий берег со старыми рыбацкими хижинами, высокие крутые скалы, испещренные потоками сбегающих вод, гремящими водопадами. Затем взгляд устремляется в глубину — туда, где возвышается огромная гора с вершиной, покрытой пеплом — вулкан Этна.
Я видел много чудес — лазил на Везувий и на Этну, видел, как дышат, злятся и проказят эти чудовища, старался утащить хоть капельку тамошнего света и красок.
Правдивое изображение природы с потрясающим всепроникновением света, чистота неба в полной гармонии с линиями рельефа создают ощущение абсолютной бесконечности, свободы, подвижности и жизненной объемности, присущие как натурному пейзажу, так и его живописному воплощению.