В начале 70-х годов XIX в. Ярошенко пишет картину «В монастыре». В это время он совершает несколько паломнических поездок: в Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву Лавру. Под впечатлением от святых мест он начинает писать картину.
В центре полотна — коленопреклоненный молодой человек. Он готовится покинуть мирскую жизнь и принять монашеский сан. Частично на его фигуру падает солнечный свет, другая часть фигуры в тени. Луч света, проникающий внутрь через открытые ворота, напоминает о жизни в миру, мрачноватый колорит храма — о полном отречении от мирских радостей. Размышляя о трудностях выбора жизненного пути, художник располагает фигуру на границе света и тени. По обеим сторонам от основного образа у стен стоят монахи. Судя по клобукам с покрывалами — это схимники. Большая часть их жизни посвящена Богу — молитве, посту, трудам. Они стоят в специальных нишах с откидными скамьями — стасидиях. Молитва их — круглосуточна.
По каким-то неизвестным нам причинам, картина осталась незавершенной — это эскиз. В ней обозначена композиция и частично проработан колорит. Незавершенность работы ощущается в слабо прописанных лицах монахов и некоторых деталях росписи храма. Но благородный колорит, общее настроение, размышления художника о жизни привлекают к ней внимание неравнодушного посетителя.
В центре полотна — коленопреклоненный молодой человек. Он готовится покинуть мирскую жизнь и принять монашеский сан. Частично на его фигуру падает солнечный свет, другая часть фигуры в тени. Луч света, проникающий внутрь через открытые ворота, напоминает о жизни в миру, мрачноватый колорит храма — о полном отречении от мирских радостей. Размышляя о трудностях выбора жизненного пути, художник располагает фигуру на границе света и тени. По обеим сторонам от основного образа у стен стоят монахи. Судя по клобукам с покрывалами — это схимники. Большая часть их жизни посвящена Богу — молитве, посту, трудам. Они стоят в специальных нишах с откидными скамьями — стасидиях. Молитва их — круглосуточна.
По каким-то неизвестным нам причинам, картина осталась незавершенной — это эскиз. В ней обозначена композиция и частично проработан колорит. Незавершенность работы ощущается в слабо прописанных лицах монахов и некоторых деталях росписи храма. Но благородный колорит, общее настроение, размышления художника о жизни привлекают к ней внимание неравнодушного посетителя.