Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
#1

Герасимов Александр Михайлович (1881—1963) — российский, советский художник-живописец, архитектор, скульптор, доктор искусствоведения, педагог. Председатель Правления МОСХа (1937 — 1939). Первый президент Академии художеств СССР (1947–1957). Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Четырежды лауреат Сталинской премии (1941, 1943, 1948 и 1949). Лауреат Международных премий.


Будущий художник родился в Козлове Тамбовской губернии (ныне Мичуринск), в семье прасола, поэтому детство будущего художника проходило в садах, огородах, полях и конюшне. По роду занятий отца, мальчик часто бывал помощником «в поездках по ярмаркам и базарам». Яркие впечатления от природы, полученные в детстве и юношестве, безусловно, повлияют на творчество Александра Михайловича в будущем. Важно отметить, что сегодня в Мичуринске, в доме-усадьбе семьи Герасимова находится музей, который можно посетить. В нем Александр Михайлович провел не только свои детские и юношеские годы, но и жил со своей семьей после революции, с 1918 по 1925 год, и написал множество работ.


Возвращаясь к юношеству, развитию таланта поспособствует художник С.И. Криволуцкий, который в 1900 году приехал в Козлов и открыл там художественную школу. Юный Герасимов показал свои работы художнику и тот посоветовал ему ехать в Москву учиться. В 1903 году Герасимов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на живописное и архитектурное отделения (1903–1915). Его преподавателями были В.А. Серов, К.А. Коровин, Н.А. Касаткин и А.Е. Архипов.

В студенческие годы Александр Михайлович проявлял большой интерес к французскому импрессионизму, используя в своем творчестве такие импрессионистские приемы как свободный мазок, широкая манера письма и взрыхленность фактуры. Особенное выражение это направление получило в цветочных натюрмортах Герасимова, в композициях с пионами, георгинами, полевыми цветами и розами. Во многих натюрмортах Герасимова просматривается влияние Константина Алексеевича Коровина, обращение к отдельным приемам его живописи. Впоследствии Александр Михайлович Герасимов будет известен многим как мастер социалистического реализма и приверженец академической доктрины. Одни из широко известных его полотен на историко-революционные темы — «Ленин на трибуне» (1937, ГТГ), «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» (1938, ГТГ) и другие. 

#2
«Я всегда любил писать цветы: розы и пионы, поскольку видел в них предельное сосредоточение жизненных сил природы и ее обаяние. Они как-то по-особенному возбуждали мою творческую фантазию, дразнили огромными возможностями богатых красочных воплощений. Когда же мне пришлось увидеть, с каким неистовством и увлеченностью пишет розы Константин Алексеевич Коровин, когда я многократно любовался картинами цветущих пионов в цветнике подмосковной Гиляевки, я ощутил свой долг перед искусством, свою обязанность художника отразить в своих цветах эти прекрасные создания природы. Константин Алексеевич Коровин, конечно, делал это лучше меня! В его розах больше нежности, поэзии, воздушности. У меня, как у степняка, в розах другое: мощь и изобилие земных сил черноземного плодородия».
Герасимов А.М.
#3

Тем не менее, произведения, написанные в свободном от идеологии и далеком от политики жанре, составляют значительную часть творческого наследия художника. Картина «Пионы» 1929 года, представленная в экспозиции нашего музея, является замечательным примером работы, в которой явно проявляется та чувственная черта живописного таланта Александра Михайловича. Для герасимовских натюрмортов характерен мажорный настрой. Он «звучит» в невероятно ярком колорите картины с множеством оттенков и строится на контрастном сочетании светлых розовых, малиновых и белых тонов с темными синим и зеленым. Крупным пластичным плотным мазком художник уверенно лепит округлые лепестки, образующие закрученные соцветия пионов, рельефно выступающих на холсте. Зритель также заметит, что фактурная рельефность в изображении пышных букетов цветов вызывает ощущение движения, тогда как более гладкие участки живописи предметов интерьера и фона уравновешивают его.


Пройти мимо данного полотна невозможно, ведь еще издалека в глаза бросается яркость краски и пастозность, а подходя ближе, зритель может рассмотреть все многообразие фактур и богатство предметов интерьера, размещенных художником с особым вниманием так, что нет ни одной случайной детали. На фоне открытого окна и кружевной занавески на столе мастер разместил сразу три букета пионов в стеклянных вазах разной формы и размера. Сквозь прозрачные вазы видно, как увеличиваются стебли пионов в воде. В уходящую вглубь композицию натюрморта Герасимов вводит часто декоративные предметы быта, а также отражающие свет плоскости. На белой узорчатой скатерти справа два зеркала, слева изящная чашка на блюдце, щетка и граненый графин. Композицию дополняет поднос, на котором рядом с синей пудреницей аккуратно разложены жемчужные бусы. Еще вначале своего творческого пути Александр Михайлович любил писать натюрморты у окна. Через открытое окно льётся солнечный свет, который, заполняя все пространство холста, выражается в многообразии рефлексов и бликов на поверхностях. Таким образом, соотношение света и цвета в натюрмортах Герасимова играет очень важную живописную роль.



Лилианна Гоголина

Научный сотрудник Сочинского художественного музея им. Д.Д. Жилинского

Посмотреть в Госкаталоге
read morehide
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%