Лариса Николаевна Кириллова (Котова) (р. 1943) — российский советский живописец и педагог, Заслуженный художник РСФСР (1987), член-корреспондент АХ СССР (1988), действительный член Российской академии художеств, член Санкт-Петербургского Союза художников.
Лариса Николаевна Кириллова родилась в Новосибирске, но большая часть ее жизненного и профессионального пути связана с Санкт-Петербургом. В 1962 году Кириллова окончила в Ленинграде Среднюю художественную школу и поступила на живописный факультет ЛИЖСА имени И.Е. Репина, который окончила в 1968 году по мастерской портретиста Виктора Михайловича Орешникова с присвоением квалификации художника живописи. Под его же руководством, в 1971–1974 годах Лариса Николаевна работала в творческой мастерской АХ СССР. Параллельно, с 1973 года художница начала преподавать в Средней Художественной школе при ЛИЖСА имени И.Е. Репина (ныне — лицей имени Б.В. Иогансона РАХ), где впоследствии на протяжении многих лет Лариса Николаевна будет занимать должность директора и педагога, сохраняя и развивая традиции обучения в лицее. За годы ее руководства в лицее прошли обучение многие известные художники.
На сегодняшний день Лариса Николаевна — одна из ведущих представительниц ленинградской школы живописи, работающая в жанре портрета и тематической картины. Картины Ларисы Кирилловой демонстрируют быт современников художницы в интерьерах их квартир или занятых трудом. Образы ее героев непосредственные и, в то же время, глубокие. Этот эффект художнице удается благодаря индивидуальному изобразительному языку, который отличает завершенность форм, замедленная ритмика линий, поз, жестов людей, сочетающейся с ясной гармонией цветовых решений.
Важно отметить, что для творчества Кирилловой характерно обращение к вечным сюжетам искусства, на которые отзывается душа каждого человека, например, материнство и семья. Одна из основных тем картин художницы — образ женщины в современном мире. Сама Лариса Николаевна говорит так: «Меня волнует женское начало в жизни, и даже — женская доля. В этом — обоснование моей привязанности к женскому портрету. Мне хочется выразить красоту, обаяние и простоту моих современниц». Волнующую художницу тему, она часто раскрывает образах дочери и в автопортретах.
В творчестве Ларисы Николаевны часто прослеживаются аллюзии на Ренессанс. Художница создает новое, опираясь на опыт эпохи Возрождения. Вдохновением для нее являются творения итальянского и северного Возрождения, в сочетании с традициями русского искусства, идущих от А.Г. Венецианова, К.С. Петрова-Водкина, З.Е. Серебряковой и Д.Д. Жилинского.
В собрании Сочинского художественного музея имени Дмитрия Дмитриевича Жилинского представлен поясной портрет «Катя» (1976) кисти художницы. С картины на зрителя смотрит дочь Ларисы Кирилловой — Екатерина. Перед ней на столе расположен лист бумаги и карандаши. В правой руке Кати желтый карандаш, которым она рисует портрет девушки с ярким румянцем и золотистыми волосами. По словам Екатерины, в детстве она любила рисовать сказочных принцесс и героев сказок.
При безупречном портретном сходстве, изображение Кати явно отсылает нас к знаменитому «Портрету мальчика» итальянского живописца Бернардино Пинтуриккио, созданного приблизительно в XVI веке, где ребенок предстает на фоне далекого пейзажа. Сегодня это произведение эпохи Возрождения хранится в Дрезденской галерее. Художница талантливо ведет живописный диалог с мастером Ренессанса. Например, первое стилевое сходство между портретами — это колорит произведений, где доминирует алый цвет одежд, контрастирующий с благородной гаммой коричнево-охристых и серых тонов заднего плана. Добавим только, что акцентный красный Лариса Николаевна использует и в других своих работах, например «На прополке» 1975, «Девушки села Чёрное» 1976 или «Портрет Тани Кашменской» 1977 года. Прическа Кати — аккуратно обрамляющие лицо волосы до плеч, также отсылают нас к «Портрету мальчика». Лицо Кати художница выделила светом, ведь именно лицо — основной акцент картины, призванный привлечь внимание к главному — внутреннему состоянию и настроению девочки. И у Пинтуриккио и у Кирилловой внимание зрителя приковывает глубокий, смотрящий прямо в душу взгляд портретируемых, сосредоточенный и серьезный, как будто не соответствующий их юному возрасту. Кирилловой, как и Пинтуриккио, удается соотнести детские черты лица с серьезными чертами взрослого. Еле заметная улыбка Кати, её глубокий взгляд и недетская задумчивость отражают важный жизненный этап взросления девочки.
Лариса Кириллова создала целую галерею прекрасных женских образов. К ним мы относим и «Катю» 1976 года. В данной работе прослеживаются ключевые особенности творчества Ларисы Николаевны: верность классическим традициям, поиски совершенной формы и гармонии цвета, стремление передать сокровенное в человеке посредством живописи. В дальнейшем Лариса Николаевна — художница и Мама, напишет и другие портреты дочери. Благодаря творчеству Ларисы Кирилловой, мы имеем возможность шаг за шагом, буквально «по полотнам» проследить, как менялась «Катя» вплоть до сегодняшнего дня. Как менялся её взгляд.