Изображение сельского пейзажа. По обрывистому берегу реки справа налево идет женщина в темной одежде и светлом платке, впереди неё две коровы, коричневая и желтовато-белая. Красочная гамма скупая, манера графичная.
Необычная композиция «Осеннего пейзажа» 1929 года с повторяющимися элементами относительно горизонтальной оси кажется симметричной лишь отчасти. Это считывается не сразу, но в кривом зеркале воды отражается не вся сцена. Это напоминает сюрреалистические моменты, когда мы видим нелогично связанные части реальности, как во сне. Мы не видим то, что должно там быть. Но стог не отражается в воде, поскольку просто находится далеко, и это не противоречит ни законам перспективы не объективной реальности. Перед нами разоблаченная мистика, фокус, подсказанный самой натурой. И возможно, именно он и привлек внимание художника.
Тем не менее это всё еще типичный пейзаж средней полосы России. Этот мир был художнику хорошо знаком. Это воспоминания о пригородах провинциального Курска, где Дейнека провел детство. Аналогичные мотивы можно встретить в блокнотных зарисовках Дейнеки в 1920-30-х гг. Возможно, в основу живописного полотна лег один из таких набросков. Силуэты ясно читаются, темные зоны тяготеют к темным, светлые — к светлым. Наш глаз безошибочно считывает необходимые абрисы: светлое на темном и темное на светлом. В случае, когда силуэт сливается с фоном, с объектом (как фигура на фоне стожка), зрителю предлагается информативная «подсказка» в виде отражения.
В любых своих работах Дейнека всегда уделял большое внимание особой остроте, специфической стройности композиции, и «Осень» не стала исключением. Художник собственноручно уменьшил подрамник всего на сантиметр, но сантиметр очень важный. Подпиленный шип и проушина уже готового подрамника были обнаружены в процессе реставрации. Значит художник внес коррективы и заново закрепил на подрамнике уже готовую работу. Изменения позволили уменьшить общую ширину картины, Дейнека обрезал композицию слева на сантиметр-два, завернув живопись на кромку. Вероятно, это снова были опыты по нестандартной компоновке: неудачная проба и принятие решения после эксперимента. Последовательно проводя идею т. н. «открытой композиции», Дейнека часто смещал изображение в правую сторону. Так и здесь коровы почти касаются правой кромки. Достигается ощущение движения, эффект спуска затвора фотоаппарата с секундным опозданием. Однако, в данном случае смещение вправо получилось слишком сильное, это привело к нарушению общего равновесия, поэтому, изменив ширину картины, Дейнека «смягчил» этот сдвиг.
Ритмическая точность горизонталей (статика) подчеркивает равновесие и движение женской фигуры и коров. Отсчет этого движения начинается от стожка слева направо, следуя сложившейся модели восприятия европейца. Однако движение не однородно: в верхней части оно чуть медленнее, внизу — быстрее за счет более широких горизонтальных мазков. Так к основному движению добавилось движение воды.
Возможность перевода изображение в три тона (черное, серое, белое) без потери информативности говорит об абсолютно графическом понимании светосилы в живописи. За такую «графичность» Дейнеку ругали, но она стала неотъемлемой частью уникального творческого метода и авторского стиля.
В процессе реставрации 2020 года проводилась съемка картины в ультрафиолетовых лучах. В свете видимой люминисценции считывается тонкий слой лака и старые разновременные реставрационные вмешательства (темные зоны). При этом живописные правки без выравнивания грунта (на стожке и женской фигуре в левой верхней четверти) не заметны, что говорит об их авторском характере.
Реставрация 2013 (Денисова Е.Б., Денисов М.Е.)