Типологически портрет находит аналогии в серии «Знаменитых мужей», собранной священником и гуманистом XVI столетия Паоло Джовио на вилле «Музей», на озере Комо. Портреты «Музея» на досках в локоть высотой, на тёмном нейтральном фоне всегда снабжались надписью с латинизированным именем персонажа. Идея Джовио — составить «иконографию» наиболее знаменитых исторических персон — полюбилась его современником. Коллекция Джовио дважды полностью копировалась на протяжении XVI в. (для Великого герцога Тосканского и эрцгерцога Тирольского), а затем дополнялись портретами знаменитостей в XVII столетии и позже.
Высокое качество портрета заставило изменить отношение к доске, которую первоначально предполагалось уничтожить. Технологически портрет Луки Питти вполне соответствовал итальянской школе — доска из тополя, темперная живопись в уцелевших слоях.
Лука ди Бонаккорсо Питти (1395—1472) — флорентийский политический деятель, первый владелец знаменитого дворца и один из претендентов на личное первенство во Флоренции. После смерти Козимо Медичи Старшего наш герой с Диотисальви Нерони, Никколо Содерини и Аньоло Аччайоли составили заговор против наследника, Пьеро Медичи. При удачном его осуществлении Лука Питти должен был стать главой Флоренции. Умысел раскрыли, но Лука Питти, в отличие от прочих, не подвергся репрессиям и не бежал из родного города, как сделали другие, что навлекло на него подозрения и неприязнь обеих сторон. Он бесславно дожил свой век в полной изоляции.
Холодная отчужденность и замкнутость модели роднит портрет с традицией маньеристического ретроспективного портрета, распространенной во флорентийском искусстве середины и второй половины XVI столетия. В изображениях такого рода достоверная портретная характеристика была не столь важна по сравнению с иными задачами, скорее «знаковыми» — созданием мифологизированного образа «Отца Отечества» или великого мецената.
Стилистически наша работа напоминает портреты круга Аньоло Бронзино. Но при всей заманчивости мысли связать курский портрет с копиями, выполненными Кристофано Альтиссимо для Козимо I Медичи, очевидна его уязвимость. Лука Питти не упомянут в числе «Знаменитых мужей» ни в одном из сочинений Джовио. Появление ретроспективного изображения этого человека в коллекции портретов Великого Герцога Тосканского маловероятно. Лука Питти находился в весьма сложных отношениях с предками Козимо I, всегда оказываясь в тайной или явной оппозиции к ним, а в XVI веке представители фамилии Питти вообще принадлежали к анти-медичейскими кругам. Все это исключает возможность связывать портрет Луки Питти с коллекциями первых Тосканских герцогов, не отвергая возможной связи с мастерской или близкими последователями Бронзино.