Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Лука Питти

Dimensions
50x39 cm
Technique
дерево, темпера
0
Open in app
#6

С момента основания галереи в коллекции находится работа неизвестного художника «Святое Семейство». Картина небольшого формата не блещет художественными достоинствами и интересна лишь принадлежностью к местной усадебной коллекции. Старый холст сдублирован на доску с остатками красной сургучной печати и двумя бумажными этикетками на обороте («Италiанской школы № 10» и «1862. № 51»).

В конце 1970-х гг. картине потребовалась реставрация: дублировочная доска треснула, стала хрупкой, вертикальные трещины могли разорвать холст и повредить красочный слой. В процессе работы под холстом на доске обнаружилось погрудное изображение пожилого мужчины в красной одежде и головном уборе с надписью желтой краской сверху «Luca Pitti».

#9

Картина была обнаружена под другой картиной в процессе реставрации

#11

Типологически портрет находит аналогии в серии «Знаменитых мужей», собранной священником и гуманистом XVI столетия Паоло Джовио на вилле «Музей», на озере Комо. Портреты «Музея» на досках в локоть высотой, на тёмном нейтральном фоне всегда снабжались надписью с латинизированным именем персонажа. Идея Джовио — составить «иконографию» наиболее знаменитых исторических персон — полюбилась его современником. Коллекция Джовио дважды полностью копировалась на протяжении XVI в. (для Великого герцога Тосканского и эрцгерцога Тирольского), а затем дополнялись портретами знаменитостей в XVII столетии и позже.

Высокое качество портрета заставило изменить отношение к доске, которую первоначально предполагалось уничтожить. Технологически портрет Луки Питти вполне соответствовал итальянской школе — доска из тополя, темперная живопись в уцелевших слоях.

Лука ди Бонаккорсо Питти (1395—1472) — флорентийский политический деятель, первый владелец знаменитого дворца и один из претендентов на личное первенство во Флоренции. После смерти Козимо Медичи Старшего наш герой с Диотисальви Нерони, Никколо Содерини и Аньоло Аччайоли составили заговор против наследника, Пьеро Медичи. При удачном его осуществлении Лука Питти должен был стать главой Флоренции. Умысел раскрыли, но Лука Питти, в отличие от прочих, не подвергся репрессиям и не бежал из родного города, как сделали другие, что навлекло на него подозрения и неприязнь обеих сторон. Он бесславно дожил свой век в полной изоляции.

Холодная отчужденность и замкнутость модели роднит портрет с традицией маньеристического ретроспективного портрета, распространенной во флорентийском искусстве середины и второй половины XVI столетия. В изображениях такого рода достоверная портретная характеристика была не столь важна по сравнению с иными задачами, скорее «знаковыми» — созданием мифологизированного образа «Отца Отечества» или великого мецената.

Стилистически наша работа напоминает портреты круга Аньоло Бронзино. Но при всей заманчивости мысли связать курский портрет с копиями, выполненными Кристофано Альтиссимо для Козимо I Медичи, очевидна его уязвимость. Лука Питти не упомянут в числе «Знаменитых мужей» ни в одном из сочинений Джовио. Появление ретроспективного изображения этого человека в коллекции портретов Великого Герцога Тосканского маловероятно. Лука Питти находился в весьма сложных отношениях с предками Козимо I, всегда оказываясь в тайной или явной оппозиции к ним, а в XVI веке представители фамилии Питти вообще принадлежали к анти-медичейскими кругам. Все это исключает возможность связывать портрет Луки Питти с коллекциями первых Тосканских герцогов, не отвергая возможной связи с мастерской или близкими последователями Бронзино.

#4

Реставрация 1989 (Денисова Е.Б.)

#3
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Лука Питти

Dimensions
50x39 cm
Technique
дерево, темпера
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%