1 / 5
ЗИС-151 БМ-13Н «Катюша»
Время создания
1943
Место создания
СССР
Размер
280x230x670 см
вес – 7,2 т
вес – 7,2 т
Техника
металл, резина, заводское производство
Коллекция
Выставка
0
Открыть в приложении#6
#7
Советская боевая машина реактивной артиллерии периода Великой Отечественной войны, наиболее массовая и знаменитая советская машина этого класса.
#2
БМ-13Н — лучшая и наиболее массовая модификация легендарной «Катюши» БМ-13 времен Великой Отечественной войны. Принята на вооружение в 1943 году. Благодаря специальному подрамнику эту установку залпового огня можно было разместить на любом шасси, от грузовика до трактора. После победы БМ-13Н в СССР много лет использовали как учебные машины. А за рубежом «Катюши» воевали в Корее, Вьетнаме, Ливане и во многих других странах.
В Парке «Патриот» можно увидеть боевую машину БМ-13Н. Это наследница легендарной БМ-13 «Катюша» — первой советской установки залпового огня.
Придумали «Катюшу» в 30-е годы прошлого века. Тогда ракеты разных калибров ставили на все — от танков и катеров до самолетов.
Одной из идей Газодинамической Лаборатории, отвечавшей за разработку ракет, было перевозить пусковые установки на автомобилях. Грузовик приезжал в нужное место, выгружал на землю простые установки-штыри, на каждую из которых ставили по реактивному снаряду. А затем ракетчики давали залп.
В октябре 1938 года предложили проект уже многозарядной пусковой, где 24 ракеты калибра 132 мм стартовали прямо с автомобиля.
Первоначально направляющие для снарядов были расположены поперек машины, что сильно раскачивало установку при стрельбе.
Поэтому в 1939 году направляющие разместили продольно — то есть при пуске снаряды пролетали над кабиной. Количество направляющих сократили с 24 до 16 — чтобы уложиться в ширину шасси.
Так был сделаны первые шаги к легендарной «Катюше». Однако установку надо было еще долго дорабатывать.
Наконец, 21 июня 1941 года, буквально за день до начала Великой Отечественной войны, после показа на Софринском полигоне высшему военному руководству двух опытных машин, решили начать выпуск пусковых установок и снарядов к ним.
14 июля 1941 года в 15 часов 15 минут батарея капитана Флёрова из семи установок на шасси ЗИС-6 дала первый выстрел (пристрелки, первый залп из 96 ракет — в 15 часов 20 минут).
Во время войны пусковые установки реактивных снарядов ставили на множество шасси, в том числе на мощные грузовики, которые поставляли по ленд-лизу из США.
Поэтому 21 апреля 1942 года приняли решение о разработке нормализованной (т. е. унифицированной) установки — которую можно было бы ставить на шасси любой машины. Для этого ввели специальный подрамник под нужное шасси, а остальная установка оставалась единой по конструкции. То есть можно было на любом шасси использовать одну установку, не переделывая ее. Казалось бы — всего одно простое решение, но трудно измерить, насколько оно приблизило победу.
Собрав все улучшения конструкции, в 1943 году на вооружение приняли М-13Н, позднее названную БМ-13Н.
Чем отличались нормализованные установки от предшественников?
Конструкция стала проще, а вес установки меньше — на 250 кг. Машина при движении стала устойчивее, а скорость вертикальной наводки выросла вдвое. Рукоятки подъёмного и поворотного механизмов стало в полтора-два раза легче передвигать. Сектор обстрела вырос на 20%. У задней стенки кабины водителя усилили броню — на случай разрыва снаряда на направляющей. От газовой струи при пусках ракет защитили также бензобак и бензопровод.
К тому же теперь метательную установку собирали отдельно и только затем ставили на шасси — что ускоряло и упрощало монтаж.
М-13Н ставили практически на любые шасси: «Студебекер», «Шевроле», ЗИС-6, GMC, «Интернационал», «Форд-Мармон» и СТЗ-5.
Как устроена такая «Катюша» и чем стреляет?
На М-13Н — восемь балок, с двумя направляющими желобами для снарядов на каждой, сверху и снизу. Итого 16 осколочно-фугасных реактивных снарядов на машину.
Внутри снаряда «Катюши» — заряд из шашек пороха. В передней части ракетной камеры снаряда — две пиросвечи и воспламенитель. В пиросвечи вставлены пиропатроны — тонкая проволочка, окружённая дымным порохом.
На направляющих «Катюши» — пружинные контакты, которые при заряжании машины прижимаются к контактам в заглушках пиросвечей. Через эти контакты ток от аккумулятора машины идет к пиропатронам снаряда. Проволочка пиропатрона раскаляется, поджигает порох в пиропатроне, от него загорается воспламенитель и воспламеняется основной пороховой заряд снаряда. Пороховые газы заряда вытекают наружу через крышку-сопло. Так как площадь дна головной части снаряда больше, чем площадь внутренней части сопла, то газы давят на переднее дно снаряда гораздо сильнее, чем на сопло — и снаряд летит вперед.
А в кабине «Катюши» — специальный переключатель с маховичком. Один поворот маховичка — включение в электроцепь одной направляющей, то есть один выстрел. Вращая маховичок, можно выпустить все 16 ракет за 7–10 секунд.
Дивизион «Катюш» из восьми машин мог дать залп в 128 снарядов.
Внезапный залповый огонь и быстрый уход с позиции и стали «изюминкой» «Катюш».
Сама метательная установка снарядов, без автомашины, весила чуть более двух тонн (точнее, около 2200 кг). То есть была гораздо легче, чем пушка того же калибра и скорострельности. А чтобы сравниться с «Катюшей» по мощи залпа, по подсчетам осени 1941 года нужно было 16 152-мм гаубиц.
В наставлении по боевой машине М-13 специально указано, что стрельба ведется только по целям «значительных размеров», а по малым целям — неэффективна.
Наводили «Катюшу» при помощи минометного прицела МП-41.
После победы «Катюши» обрели новое шасси — ЗИС-151, первый советский массовый грузовик высокой проходимости. Именно эта версия стала основой для множества памятников.
ЗИС-151 отличался от предшественника — легендарного ленд-лизовского грузовика «Студебекер», кабиной и более мощной рамой. «Студебекер» также был короче и на тонну легче.
В СССР «Катюши» многие годы служили учебными машинами или пускали мишени для ПВО.
«Катюши» также поставляли во многие страны, от Афганистана и Ливана до Китая.
С лета 1951 года советские реактивные установки воевали на земле Кореи. По отзывам с фронта, шасси БМ-13 тогда уже устарело и нужны были новые машины, с большей проходимостью.
БМ-13НММ, версию на новом шасси ЗиЛ-131, поставляли во Вьетнам, где они тоже активно воевали. Внешне эту версию отличали по откидной подножке слева, для наводчика машины.
А теперь БМ-13Н можно увидеть в парке «Патриот», в экспозиции «Огненная дуга».
В Парке «Патриот» можно увидеть боевую машину БМ-13Н. Это наследница легендарной БМ-13 «Катюша» — первой советской установки залпового огня.
Придумали «Катюшу» в 30-е годы прошлого века. Тогда ракеты разных калибров ставили на все — от танков и катеров до самолетов.
Одной из идей Газодинамической Лаборатории, отвечавшей за разработку ракет, было перевозить пусковые установки на автомобилях. Грузовик приезжал в нужное место, выгружал на землю простые установки-штыри, на каждую из которых ставили по реактивному снаряду. А затем ракетчики давали залп.
В октябре 1938 года предложили проект уже многозарядной пусковой, где 24 ракеты калибра 132 мм стартовали прямо с автомобиля.
Первоначально направляющие для снарядов были расположены поперек машины, что сильно раскачивало установку при стрельбе.
Поэтому в 1939 году направляющие разместили продольно — то есть при пуске снаряды пролетали над кабиной. Количество направляющих сократили с 24 до 16 — чтобы уложиться в ширину шасси.
Так был сделаны первые шаги к легендарной «Катюше». Однако установку надо было еще долго дорабатывать.
Наконец, 21 июня 1941 года, буквально за день до начала Великой Отечественной войны, после показа на Софринском полигоне высшему военному руководству двух опытных машин, решили начать выпуск пусковых установок и снарядов к ним.
14 июля 1941 года в 15 часов 15 минут батарея капитана Флёрова из семи установок на шасси ЗИС-6 дала первый выстрел (пристрелки, первый залп из 96 ракет — в 15 часов 20 минут).
Во время войны пусковые установки реактивных снарядов ставили на множество шасси, в том числе на мощные грузовики, которые поставляли по ленд-лизу из США.
Поэтому 21 апреля 1942 года приняли решение о разработке нормализованной (т. е. унифицированной) установки — которую можно было бы ставить на шасси любой машины. Для этого ввели специальный подрамник под нужное шасси, а остальная установка оставалась единой по конструкции. То есть можно было на любом шасси использовать одну установку, не переделывая ее. Казалось бы — всего одно простое решение, но трудно измерить, насколько оно приблизило победу.
Собрав все улучшения конструкции, в 1943 году на вооружение приняли М-13Н, позднее названную БМ-13Н.
Чем отличались нормализованные установки от предшественников?
Конструкция стала проще, а вес установки меньше — на 250 кг. Машина при движении стала устойчивее, а скорость вертикальной наводки выросла вдвое. Рукоятки подъёмного и поворотного механизмов стало в полтора-два раза легче передвигать. Сектор обстрела вырос на 20%. У задней стенки кабины водителя усилили броню — на случай разрыва снаряда на направляющей. От газовой струи при пусках ракет защитили также бензобак и бензопровод.
К тому же теперь метательную установку собирали отдельно и только затем ставили на шасси — что ускоряло и упрощало монтаж.
М-13Н ставили практически на любые шасси: «Студебекер», «Шевроле», ЗИС-6, GMC, «Интернационал», «Форд-Мармон» и СТЗ-5.
Как устроена такая «Катюша» и чем стреляет?
На М-13Н — восемь балок, с двумя направляющими желобами для снарядов на каждой, сверху и снизу. Итого 16 осколочно-фугасных реактивных снарядов на машину.
Внутри снаряда «Катюши» — заряд из шашек пороха. В передней части ракетной камеры снаряда — две пиросвечи и воспламенитель. В пиросвечи вставлены пиропатроны — тонкая проволочка, окружённая дымным порохом.
На направляющих «Катюши» — пружинные контакты, которые при заряжании машины прижимаются к контактам в заглушках пиросвечей. Через эти контакты ток от аккумулятора машины идет к пиропатронам снаряда. Проволочка пиропатрона раскаляется, поджигает порох в пиропатроне, от него загорается воспламенитель и воспламеняется основной пороховой заряд снаряда. Пороховые газы заряда вытекают наружу через крышку-сопло. Так как площадь дна головной части снаряда больше, чем площадь внутренней части сопла, то газы давят на переднее дно снаряда гораздо сильнее, чем на сопло — и снаряд летит вперед.
А в кабине «Катюши» — специальный переключатель с маховичком. Один поворот маховичка — включение в электроцепь одной направляющей, то есть один выстрел. Вращая маховичок, можно выпустить все 16 ракет за 7–10 секунд.
Дивизион «Катюш» из восьми машин мог дать залп в 128 снарядов.
Внезапный залповый огонь и быстрый уход с позиции и стали «изюминкой» «Катюш».
Сама метательная установка снарядов, без автомашины, весила чуть более двух тонн (точнее, около 2200 кг). То есть была гораздо легче, чем пушка того же калибра и скорострельности. А чтобы сравниться с «Катюшей» по мощи залпа, по подсчетам осени 1941 года нужно было 16 152-мм гаубиц.
В наставлении по боевой машине М-13 специально указано, что стрельба ведется только по целям «значительных размеров», а по малым целям — неэффективна.
Наводили «Катюшу» при помощи минометного прицела МП-41.
После победы «Катюши» обрели новое шасси — ЗИС-151, первый советский массовый грузовик высокой проходимости. Именно эта версия стала основой для множества памятников.
ЗИС-151 отличался от предшественника — легендарного ленд-лизовского грузовика «Студебекер», кабиной и более мощной рамой. «Студебекер» также был короче и на тонну легче.
В СССР «Катюши» многие годы служили учебными машинами или пускали мишени для ПВО.
«Катюши» также поставляли во многие страны, от Афганистана и Ливана до Китая.
С лета 1951 года советские реактивные установки воевали на земле Кореи. По отзывам с фронта, шасси БМ-13 тогда уже устарело и нужны были новые машины, с большей проходимостью.
БМ-13НММ, версию на новом шасси ЗиЛ-131, поставляли во Вьетнам, где они тоже активно воевали. Внешне эту версию отличали по откидной подножке слева, для наводчика машины.
А теперь БМ-13Н можно увидеть в парке «Патриот», в экспозиции «Огненная дуга».
#3
ЗИС-151 БМ-13Н «Катюша»
#4
Технические характеристики | |
Страна производитель | СССР |
Год производства | 1943 г. (1941 — для М-13) |
Уникальность | Распространённый |
Эпоха | Великая Отечественная война |
Тип | Реактивная установка залпового огня |
Серийность | Серийный — изготовлено более 6 000 (6844 с июля 1941 по декабрь 1944 — для всех установок М-13) |
Подвижность | |
Двигатель | Четырехтактный, карбюраторный, 6 цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения ЗИС-120 / в конце 50-х г. ЗИС121 |
Мощность | 90 / 92–104 л. с. |
Максимальная скорость | 50 км/ч |
Запас хода | 700 км |
Вооружение | |
Вооружение | Пусковая установка БМ — 13Н (Индекс ГРАУ — 52-У — 941Б) / 16 шт. 132-мм осколочно-фугасных реактивных снарядов М-13, М-13УК и М-13УК-1 |
Дальность стрельбы | 7900 м для снарядов М-13УК, 8470 м для снарядов М-13 |
Время, необходимое для производства залпа, сек | 7–10 |
Время, необходимое для заряжания боевой машины, мин | 5–10 |
Время перевода из походного положения в боевое, мин | 2–3 |
Дополнительно | |
Боевая масса | 7,2 т |
База | Трехосный автомобиль ЗИС — 151 с колесной формулой 6×6 |
Экипаж (расчет) | 6 человек |
Интересные факты | |
БМ-13Н на шасси ЗиС-151 с защитой кабины и двумя задними винтовыми домкратами для разгрузки рессор, а также обеспечения устойчивости во время стрельбы. Пусковая установка устанавливалась на поворотной платформе и состояла из восьми пар направляющих. | |
Экспонат передан в парк «Патриот» одной из частей МО РФ. | |
БМ-13Н применялись в локальных конфликтах в послевоенный период. | |
БМ-13Н -универсальная установка, которую можно было поставить на любое шасси, меняя только один узел -подрамник | |
Самая удачная и массовая модификация «Катюши» | |
Принимала участие в войнах в Корее, Вьетнаме, Ливане и Афганистане |
читать дальшескрыть
ЗИС-151 БМ-13Н «Катюша»
Время создания
1943
Место создания
СССР
Размер
280x230x670 см
вес – 7,2 т
вес – 7,2 т
Техника
металл, резина, заводское производство
Коллекция
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться