Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История военной техники»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Су-9 — высотный страж советского неба

Время создания
1958
Место создания
Москва
Размер
482x854x1806 см
вес — 7,675 т
Техника
металл, заводское производство
1
Открыть в приложении
#1

Су-9 — высотный страж советского неба

#2
Самый высотный и самый быстрый самолет в мире для своего времени. Первый советский истребитель, созданный в составе комплекса перехвата. Су-9 сбивал высотные аэростаты-шпионы и гнался за самолетом U-2. Последние Су-9 продолжали служить в ПВО СССР вплоть до 1981 года.
Перехватчик Су-9 стал одной из первых машин возрождённого ОКБ (опытно-конструкторского бюро) Сухого.
 
Хотя легендарный авиаконструктор Павел Осипович Сухой работал над самолетами еще с середины 1920х годов, а позже создал штурмовик Су-2, в ноябре 1949 года его бюро упразднили. Страна только что вышла из тяжелейшей войны — ресурсы приходилось экономить.
Но шли годы, и 24 мая 1953 года создали новое авиационное конструкторское бюро, которое предложили возглавить Сухому.

В то время бомбардировщики буквально с каждым годом летали все быстрее и все выше. К тому же несли ядерное оружие — даже один пропущенный самолёт мог нанести непоправимый урон.
Поэтому СССР остро нуждался в перехватчиках-истребителях, которые могли бы быстро взлететь, стремительно набрать высоту и сбить врага. Без долгих воздушных боев и сложных виражей — только перехват.
 
Новый перехватчик проектировали сразу в двух вариантах — с треугольным (под именем Т-3) и стреловидным (С-3) крылом. В то время полет на сверхзвуке был еще новинкой, и просчитать оптимальную конфигурацию без натурных испытаний было крайне сложно. В итоге выбрали треугольное крыло, дающее меньшее сопротивление.
Чтобы сбивать самые сложные цели впервые в СССР будущий истребитель должен был стать частью комплекса перехвата. В него вошли наземная система управления «Воздух-1», сам перехватчик и ракеты «воздух-воздух» на нем.
 
26 мая 1956 года прототип впервые поднялся в воздух. Пилотировал новинку Владимир Николаевич Махалин — опытный летчик-испытатель, участник Великой Отечественной войны и войны в Корее. Менее месяца спустя, 24 июня 1956 года, самолет уже показали широкой публике на авиапараде в Тушино.
 
«Главным калибром» Су-9 стали четыре управляемые ракеты К-5МС, наводимые по лучу радиолокатора ЦД-ЗОТ (он же РП-9У). Антенну радара разместили в подвижном конусе воздухозаборника. Вариант с двумя ракетами средней дальности К-8М и радаром «Орел» отвергли и внедрили уже на следующем перехватчике Су-11.
 
Ракета малой дальности К-5МС, она же РС-2УС, была разновидностью первой советской ракеты «воздух-воздух» К-5М, адаптированной для Су-9 (ранее ее запускали с МиГ-17). Осколочно-фугасная боеголовка ракеты К-5МС весила 13 кг. Взлетев по командам с земли и обнаружив цель бортовым радаром, пилот загонял ее на экране в «перекрестие», дожидался подхода на нужную дистанцию и пускал ракету. После пуска пилот продолжал подсвечивать цель радаром, вплоть до попадания ракеты.
 
Для «подстраховки» ракет на первых вариантах перехватчика предусматривали и две 30-мм пушки НР-30 в корне крыла по обеим сторонам фюзеляжа.
Серийно пушки не ставили — концепция перехватчика конца 1950-х годов не включала в себя ближний воздушный бой. Но на бортах истребителей предусмотрели жаропрочные стальные панели, чтобы не повредить фюзеляж при стрельбе.

На государственных испытаниях 1960 года Су-9 показал, что может уничтожать цели со скоростью 800–1600 км/ч, на высоте от 5 до 20 км, с вероятностью 70–90%. Радиус перехвата в 430 км был даже немного выше требуемых 400.
 
9 июля 1961 года тройка Су-9 участвовала в знаменитом авиапараде, где показали все новинки техники СССР.
 
К сожалению, в первые годы службы Су-9 его мощный двигатель АЛ-7Ф работал не всегда надежно, что вызвало немало аварий и катастроф. Приняли меры и внедрили специальные противопомпажные створки двигателя, которые использовали и на других самолетах — Су-7 и МиГ-21.
Поскольку сверхзвуковой Су-9 по технике пилотирования резко отличался от предыдущих истребителей, его прозвали «ракетой с пилотом».
 
Летчики говорили, что Су-9 сам «хочет летать». Были случаи, когда пилот при потере скорости катапультировался, а истребитель внезапно снова набирал скорость и «садился» сам.
Су-9 завоевал абсолютные мировые рекорды по высоте и скорости полета.
Так, 14 июля 1959 года испытатель Владимир Ильюшин достиг высоты 28 852 м. Чтобы никто не догадался об истинном назначении самолета, для регистрации рекордов в ФАИ (Международная авиационная федерация) перехватчик переименовали в Т-431.
 
Для новых рекордов на Су-9 поставили более мощный двигатель АЛ-7Ф-2, сняли часть оборудования и систем вооружения.
И 4 сентября 1962 года Ильюшин достиг высоты 21 170 м при горизонтальном полете. А 25 сентября пилот Анатолий Кожнов развил на замкнутом маршруте в 500 км среднюю скорость в 2337 км/ч.
26 мая 1960 года летчик Борис Адриянов на доработанном строевом Су-9 установил мировой рекорд скорости на маршруте в 100 км — 2092 км/ч.
 
Су-9 много раз вылетали для перехвата высотных аэростатов со шпионской аппаратурой, летящих на высоте 20–25 км. Поскольку в стратосфере ветры обычно дуют с запада на восток, спецслужбам НАТО достаточно было запустить аэростат из Норвегии, Шотландии, ФРГ или Турции, поставив фотоаппарат на таймер, и потом подобрать сброшенный контейнер с плёнкой в Тихом океане. Перехват таких беспилотных «шпионов» требовал от летчиков высочайшего мастерства. 
А 1 мая 1960 года Су-9 гнался за знаменитым самолетом-шпионом U-2 Фрэнсиса Гэри Пауэрса. В тот день капитаны Сакович и Ментюков перегнали два Су-9 с Новосибирского завода на аэродром Кольцово у Свердловска без оружия и высотных костюмов. Но тут Пауэрс, нарушив границу СССР, пролетал мимо. И только Су-9 имел хорошие шансы на перехват настолько высотного самолета. Евгений Савицкий, командующий истребительной авиацией ПВО страны, лично отдал приказ таранить нарушителя. И оба пилота по очереди взлетели выполнять приказ, отлично зная, что при таране без высотных костюмов они гарантированно погибнут. Однако наземные службы не смогли точно навести их Су-9 на цель — и U-2 был сбит ракетами С-75.
 
А Су-9 продолжали нести службу по охране неба вплоть до 1981 года.
Сегодня с истребителем-перехватчиком Су-9 можно познакомиться на Музейной площадке № 1 парка «Патриот» в экспозиции ВВС под открытым небом.
#3
Су-9
#4
Базовая информация  
Название краткоеИстребитель Су-9
Название полноеИстребитель-перехватчик Су-9
СтранаСССР
Вид техникиИстребитель
год разработки1956
год производства1959
серийностьСерийный
Размах крыла 8,54 м
Длина (с ПВД)18,06 м
Высота4,82 м
Площадь крыла34 м²
Скорость2230 км/ч максимальная на высоте
1150 у земли
Радиус боевого применения 430–600 км
Мощность двигателя 9600 кгс на форсаже
Вооружение № 1Ракеты воздух-воздух К-5МС
Боекомплект вооружения № 1  4 ракеты
Экипаж1 человек
Интересные фактыСамый быстрый и самый высотный самолет мира для своего времени
Интересные факты 2Первый советский истребитель, созданный как часть комплекса перехвата
Интересные факты 3Прозвище — «ракета с пилотом» (за внешний вид и скорость полета)
Интересные факты 4Успешно перехватывал высотные аэростаты-шпионы
Интересные факты 5Имел только ракетное вооружение
Интересные факты 61 мая 1960 года два Су-9 без оружия получили приказ сбить U-2 Пауэрса тараном
 Интересные факты 7 Отмечены как минимум два случая, в 1964 и 1965 году, когда после катапультирования пилота Су-9 продолжал полет сам по себе и даже садился почти неповрежденным. Но машины пришлось списать.
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Су-9 — высотный страж советского неба

Время создания
1958
Место создания
Москва
Размер
482x854x1806 см
вес — 7,675 т
Техника
металл, заводское производство
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%