1 / 4
Су-9 — высотный страж советского неба
Время создания
1958
Место создания
Москва
Размер
482x854x1806 см
вес — 7,675 т
вес — 7,675 т
Техника
металл, заводское производство
Коллекция
Выставка
1
Открыть в приложении#1
#2
Самый высотный и самый быстрый самолет в мире для своего времени. Первый советский истребитель, созданный в составе комплекса перехвата. Су-9 сбивал высотные аэростаты-шпионы и гнался за самолетом U-2. Последние Су-9 продолжали служить в ПВО СССР вплоть до 1981 года.
Перехватчик Су-9 стал одной из первых машин возрождённого ОКБ (опытно-конструкторского бюро) Сухого.
Хотя легендарный авиаконструктор Павел Осипович Сухой работал над самолетами еще с середины 1920х годов, а позже создал штурмовик Су-2, в ноябре 1949 года его бюро упразднили. Страна только что вышла из тяжелейшей войны — ресурсы приходилось экономить.
Но шли годы, и 24 мая 1953 года создали новое авиационное конструкторское бюро, которое предложили возглавить Сухому.
Перехватчик Су-9 стал одной из первых машин возрождённого ОКБ (опытно-конструкторского бюро) Сухого.
Хотя легендарный авиаконструктор Павел Осипович Сухой работал над самолетами еще с середины 1920х годов, а позже создал штурмовик Су-2, в ноябре 1949 года его бюро упразднили. Страна только что вышла из тяжелейшей войны — ресурсы приходилось экономить.
Но шли годы, и 24 мая 1953 года создали новое авиационное конструкторское бюро, которое предложили возглавить Сухому.
В то время бомбардировщики буквально с каждым годом летали все быстрее и все выше. К тому же несли ядерное оружие — даже один пропущенный самолёт мог нанести непоправимый урон.
Поэтому СССР остро нуждался в перехватчиках-истребителях, которые могли бы быстро взлететь, стремительно набрать высоту и сбить врага. Без долгих воздушных боев и сложных виражей — только перехват.
Новый перехватчик проектировали сразу в двух вариантах — с треугольным (под именем Т-3) и стреловидным (С-3) крылом. В то время полет на сверхзвуке был еще новинкой, и просчитать оптимальную конфигурацию без натурных испытаний было крайне сложно. В итоге выбрали треугольное крыло, дающее меньшее сопротивление.
Чтобы сбивать самые сложные цели впервые в СССР будущий истребитель должен был стать частью комплекса перехвата. В него вошли наземная система управления «Воздух-1», сам перехватчик и ракеты «воздух-воздух» на нем.
26 мая 1956 года прототип впервые поднялся в воздух. Пилотировал новинку Владимир Николаевич Махалин — опытный летчик-испытатель, участник Великой Отечественной войны и войны в Корее. Менее месяца спустя, 24 июня 1956 года, самолет уже показали широкой публике на авиапараде в Тушино.
«Главным калибром» Су-9 стали четыре управляемые ракеты К-5МС, наводимые по лучу радиолокатора ЦД-ЗОТ (он же РП-9У). Антенну радара разместили в подвижном конусе воздухозаборника. Вариант с двумя ракетами средней дальности К-8М и радаром «Орел» отвергли и внедрили уже на следующем перехватчике Су-11.
Ракета малой дальности К-5МС, она же РС-2УС, была разновидностью первой советской ракеты «воздух-воздух» К-5М, адаптированной для Су-9 (ранее ее запускали с МиГ-17). Осколочно-фугасная боеголовка ракеты К-5МС весила 13 кг. Взлетев по командам с земли и обнаружив цель бортовым радаром, пилот загонял ее на экране в «перекрестие», дожидался подхода на нужную дистанцию и пускал ракету. После пуска пилот продолжал подсвечивать цель радаром, вплоть до попадания ракеты.
Для «подстраховки» ракет на первых вариантах перехватчика предусматривали и две 30-мм пушки НР-30 в корне крыла по обеим сторонам фюзеляжа.
Серийно пушки не ставили — концепция перехватчика конца 1950-х годов не включала в себя ближний воздушный бой. Но на бортах истребителей предусмотрели жаропрочные стальные панели, чтобы не повредить фюзеляж при стрельбе.
На государственных испытаниях 1960 года Су-9 показал, что может уничтожать цели со скоростью 800–1600 км/ч, на высоте от 5 до 20 км, с вероятностью 70–90%. Радиус перехвата в 430 км был даже немного выше требуемых 400.
9 июля 1961 года тройка Су-9 участвовала в знаменитом авиапараде, где показали все новинки техники СССР.
К сожалению, в первые годы службы Су-9 его мощный двигатель АЛ-7Ф работал не всегда надежно, что вызвало немало аварий и катастроф. Приняли меры и внедрили специальные противопомпажные створки двигателя, которые использовали и на других самолетах — Су-7 и МиГ-21.
Поскольку сверхзвуковой Су-9 по технике пилотирования резко отличался от предыдущих истребителей, его прозвали «ракетой с пилотом».
Летчики говорили, что Су-9 сам «хочет летать». Были случаи, когда пилот при потере скорости катапультировался, а истребитель внезапно снова набирал скорость и «садился» сам.
Су-9 завоевал абсолютные мировые рекорды по высоте и скорости полета.
Так, 14 июля 1959 года испытатель Владимир Ильюшин достиг высоты 28 852 м. Чтобы никто не догадался об истинном назначении самолета, для регистрации рекордов в ФАИ (Международная авиационная федерация) перехватчик переименовали в Т-431.
Для новых рекордов на Су-9 поставили более мощный двигатель АЛ-7Ф-2, сняли часть оборудования и систем вооружения.
И 4 сентября 1962 года Ильюшин достиг высоты 21 170 м при горизонтальном полете. А 25 сентября пилот Анатолий Кожнов развил на замкнутом маршруте в 500 км среднюю скорость в 2337 км/ч.
26 мая 1960 года летчик Борис Адриянов на доработанном строевом Су-9 установил мировой рекорд скорости на маршруте в 100 км — 2092 км/ч.
Су-9 много раз вылетали для перехвата высотных аэростатов со шпионской аппаратурой, летящих на высоте 20–25 км. Поскольку в стратосфере ветры обычно дуют с запада на восток, спецслужбам НАТО достаточно было запустить аэростат из Норвегии, Шотландии, ФРГ или Турции, поставив фотоаппарат на таймер, и потом подобрать сброшенный контейнер с плёнкой в Тихом океане. Перехват таких беспилотных «шпионов» требовал от летчиков высочайшего мастерства.
А Су-9 продолжали нести службу по охране неба вплоть до 1981 года.
Сегодня с истребителем-перехватчиком Су-9 можно познакомиться на Музейной площадке № 1 парка «Патриот» в экспозиции ВВС под открытым небом.
Поэтому СССР остро нуждался в перехватчиках-истребителях, которые могли бы быстро взлететь, стремительно набрать высоту и сбить врага. Без долгих воздушных боев и сложных виражей — только перехват.
Новый перехватчик проектировали сразу в двух вариантах — с треугольным (под именем Т-3) и стреловидным (С-3) крылом. В то время полет на сверхзвуке был еще новинкой, и просчитать оптимальную конфигурацию без натурных испытаний было крайне сложно. В итоге выбрали треугольное крыло, дающее меньшее сопротивление.
Чтобы сбивать самые сложные цели впервые в СССР будущий истребитель должен был стать частью комплекса перехвата. В него вошли наземная система управления «Воздух-1», сам перехватчик и ракеты «воздух-воздух» на нем.
26 мая 1956 года прототип впервые поднялся в воздух. Пилотировал новинку Владимир Николаевич Махалин — опытный летчик-испытатель, участник Великой Отечественной войны и войны в Корее. Менее месяца спустя, 24 июня 1956 года, самолет уже показали широкой публике на авиапараде в Тушино.
«Главным калибром» Су-9 стали четыре управляемые ракеты К-5МС, наводимые по лучу радиолокатора ЦД-ЗОТ (он же РП-9У). Антенну радара разместили в подвижном конусе воздухозаборника. Вариант с двумя ракетами средней дальности К-8М и радаром «Орел» отвергли и внедрили уже на следующем перехватчике Су-11.
Ракета малой дальности К-5МС, она же РС-2УС, была разновидностью первой советской ракеты «воздух-воздух» К-5М, адаптированной для Су-9 (ранее ее запускали с МиГ-17). Осколочно-фугасная боеголовка ракеты К-5МС весила 13 кг. Взлетев по командам с земли и обнаружив цель бортовым радаром, пилот загонял ее на экране в «перекрестие», дожидался подхода на нужную дистанцию и пускал ракету. После пуска пилот продолжал подсвечивать цель радаром, вплоть до попадания ракеты.
Для «подстраховки» ракет на первых вариантах перехватчика предусматривали и две 30-мм пушки НР-30 в корне крыла по обеим сторонам фюзеляжа.
Серийно пушки не ставили — концепция перехватчика конца 1950-х годов не включала в себя ближний воздушный бой. Но на бортах истребителей предусмотрели жаропрочные стальные панели, чтобы не повредить фюзеляж при стрельбе.
На государственных испытаниях 1960 года Су-9 показал, что может уничтожать цели со скоростью 800–1600 км/ч, на высоте от 5 до 20 км, с вероятностью 70–90%. Радиус перехвата в 430 км был даже немного выше требуемых 400.
9 июля 1961 года тройка Су-9 участвовала в знаменитом авиапараде, где показали все новинки техники СССР.
К сожалению, в первые годы службы Су-9 его мощный двигатель АЛ-7Ф работал не всегда надежно, что вызвало немало аварий и катастроф. Приняли меры и внедрили специальные противопомпажные створки двигателя, которые использовали и на других самолетах — Су-7 и МиГ-21.
Поскольку сверхзвуковой Су-9 по технике пилотирования резко отличался от предыдущих истребителей, его прозвали «ракетой с пилотом».
Летчики говорили, что Су-9 сам «хочет летать». Были случаи, когда пилот при потере скорости катапультировался, а истребитель внезапно снова набирал скорость и «садился» сам.
Су-9 завоевал абсолютные мировые рекорды по высоте и скорости полета.
Так, 14 июля 1959 года испытатель Владимир Ильюшин достиг высоты 28 852 м. Чтобы никто не догадался об истинном назначении самолета, для регистрации рекордов в ФАИ (Международная авиационная федерация) перехватчик переименовали в Т-431.
Для новых рекордов на Су-9 поставили более мощный двигатель АЛ-7Ф-2, сняли часть оборудования и систем вооружения.
И 4 сентября 1962 года Ильюшин достиг высоты 21 170 м при горизонтальном полете. А 25 сентября пилот Анатолий Кожнов развил на замкнутом маршруте в 500 км среднюю скорость в 2337 км/ч.
26 мая 1960 года летчик Борис Адриянов на доработанном строевом Су-9 установил мировой рекорд скорости на маршруте в 100 км — 2092 км/ч.
Су-9 много раз вылетали для перехвата высотных аэростатов со шпионской аппаратурой, летящих на высоте 20–25 км. Поскольку в стратосфере ветры обычно дуют с запада на восток, спецслужбам НАТО достаточно было запустить аэростат из Норвегии, Шотландии, ФРГ или Турции, поставив фотоаппарат на таймер, и потом подобрать сброшенный контейнер с плёнкой в Тихом океане. Перехват таких беспилотных «шпионов» требовал от летчиков высочайшего мастерства.
А 1 мая 1960 года Су-9 гнался за знаменитым самолетом-шпионом U-2 Фрэнсиса Гэри Пауэрса. В тот день капитаны Сакович и Ментюков перегнали два Су-9 с Новосибирского завода на аэродром Кольцово у Свердловска без оружия и высотных костюмов. Но тут Пауэрс, нарушив границу СССР, пролетал мимо. И только Су-9 имел хорошие шансы на перехват настолько высотного самолета. Евгений Савицкий, командующий истребительной авиацией ПВО страны, лично отдал приказ таранить нарушителя. И оба пилота по очереди взлетели выполнять приказ, отлично зная, что при таране без высотных костюмов они гарантированно погибнут. Однако наземные службы не смогли точно навести их Су-9 на цель — и U-2 был сбит ракетами С-75.
А Су-9 продолжали нести службу по охране неба вплоть до 1981 года.
Сегодня с истребителем-перехватчиком Су-9 можно познакомиться на Музейной площадке № 1 парка «Патриот» в экспозиции ВВС под открытым небом.
#3
Су-9
#4
Базовая информация | |
Название краткое | Истребитель Су-9 |
Название полное | Истребитель-перехватчик Су-9 |
Страна | СССР |
Вид техники | Истребитель |
год разработки | 1956 |
год производства | 1959 |
серийность | Серийный |
Размах крыла | 8,54 м |
Длина (с ПВД) | 18,06 м |
Высота | 4,82 м |
Площадь крыла | 34 м² |
Скорость | 2230 км/ч максимальная на высоте 1150 у земли |
Радиус боевого применения | 430–600 км |
Мощность двигателя | 9600 кгс на форсаже |
Вооружение № 1 | Ракеты воздух-воздух К-5МС |
Боекомплект вооружения № 1 | 4 ракеты |
Экипаж | 1 человек |
Интересные факты | Самый быстрый и самый высотный самолет мира для своего времени |
Интересные факты 2 | Первый советский истребитель, созданный как часть комплекса перехвата |
Интересные факты 3 | Прозвище — «ракета с пилотом» (за внешний вид и скорость полета) |
Интересные факты 4 | Успешно перехватывал высотные аэростаты-шпионы |
Интересные факты 5 | Имел только ракетное вооружение |
Интересные факты 6 | 1 мая 1960 года два Су-9 без оружия получили приказ сбить U-2 Пауэрса тараном |
Интересные факты 7 | Отмечены как минимум два случая, в 1964 и 1965 году, когда после катапультирования пилота Су-9 продолжал полет сам по себе и даже садился почти неповрежденным. Но машины пришлось списать. |
читать дальшескрыть
Су-9 — высотный страж советского неба
Время создания
1958
Место создания
Москва
Размер
482x854x1806 см
вес — 7,675 т
вес — 7,675 т
Техника
металл, заводское производство
Коллекция
Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться