1 / 3
МиГ-29 — прекрасный символ холодной войны
Время создания
1983
Место создания
СССР
Размер
482x854x180,6 см
площадь крыла — 38,06 м²
площадь крыла — 38,06 м²
Техника
металл, заводское производство
Коллекция
Выставка
2
Открыть в приложении#1
#2
МиГ-29 —многоцелевой фронтовой сверхзвуковой истребитель четвертого поколения.
МиГ-29 стал «визитной карточкой» СССР в последние годы холодной войны. Отличается интегральной компоновкой и нашлемной системой целеуказания. МиГ-29 экспортировался более чем в двадцать стран. Продолжает воевать уже более 30 лет — с 1991 года. МиГ-29 заслужил восторги многих пилотов разных стран за красоту, скорость и маневренность.
Если посмотреть на МиГ-29, стоящие на открытой площадке парка «Патриот», то в глаза сразу бросаются их внешние отличия от более ранних истребителей.
Крыло и фюзеляж на МиГ-29 плавно переходят друг в друга, образуя «прекрасную в своей обтекаемости машину» (как сказал знаток авиации и полковник ВВС США Джон Сотэм). Двигатели — в гондолах под фюзеляжем, а воздухозаборники — под наплывами крыла. Все агрегаты самолета соединены в единое обтекаемое «тело». Такую компоновку называют интегральной.
Крыло с наплывом у корневой части стало «гибридным», сочетая разные степени стреловидности. Отсюда — возможности для маневра на самых разных скоростях.
Двигатели РД-33 стали первыми советскими двухконтурными двигателями, специально разработанными для установки на истребители. Их система управления была электронной, что повышало точность и скорость регулирования.
МиГ-29 был задуман как фронтовой истребитель четвертого поколения, как ответ на появление истребителей США F-15 и F-16. Фронтовой, то есть могущий сбивать истребители врага, перехватывать одиночные и групповые воздушные цели, сопровождать свои ударные самолёты. А также вести разведку и наносить удары по наземным и морским целям, в том числе ядерным оружием. В общем, делать «все, везде и сразу».
Первый опытный МиГ-29 поднял в воздух лётчик-испытатель Александр Федотов 6 октября 1977 года. А в 1983 году новый истребитель пошел в серию.
Из-за секретности детали первых МиГ-29 на заводе «Знамя Труда» в Москве расстыковывали, прятали в кузовы гражданских грузовиков и затем перевозили на завод в Луховицах для окончательной сборки.
Первым из строевых частей получил новинку элитный 234-й гвардейский истребительный авиаполк в Кубинке, десятки лет осваивающий передовую технику, поколение за поколением — от МиГ-19 до МиГ-21 и МиГ-23.
Сразу после посадки на первые МиГ-29 надевали специальные чехлы, искажающие их внешний вид для спутников-шпионов.
МиГ-29 нес немалый для легкого истребителя арсенал оружия: две ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-27 плюс четыре ракеты малой дальности Р-60, или шесть ракет Р-60, или четыре тяжелые неуправляемые ракеты С-24Б калибра 240 мм, или четыре блока по двадцать неуправляемых 80-мм ракет С-8КО, или четыре бомбы ФАБ-500 или ФАБ-250.
Наиболее выгодны для дальнего обнаружения были встречно-пересекающиеся курсы до ракурсов ¼ — то есть спереди-слева или справа.
При необходимости летчик МиГ-29 мог переключить радар в режимы «Догон», «Встреча», «Автомат» и «ближний бой».
Оптико-электронный комплекс МиГ-29 видел истребитель противника на большой высоте на расстоянии до 18 км, на фоне земли — до 6–10 км. И обеспечивал автосопровождение цели для стрельбы ракетами Р-60, на дистанции от 200 м до 10 км, или из пушки — от 200 до 1200 м.
Пилот МиГ-29 получил и нашлемную систему целеуказания «Щель», благодаря которой мог движением головы нацеливать головку ракет, даже под очень большим углом.
Ракета Р-27P весом в четверть тонны могла поразить цель при атаке в переднюю полусферу за 50–60 км, и за 16-18 км — при стрельбе в заднюю полусферу, на высоте от 20 м до 25 км.
Ракета Р-60МК весила 45 кг и при стрельбе в заднюю полусферу, вдогон, могла поразить цель на дальности от 30 м до 20 км (в передней полусфере — до 8 км). Причем цель могла маневрировать с перегрузками до 8 G.
МиГи поздних версий обновили арсенал ракетами Р-27Т с тепловой головкой самонаведения и Р-73 промежуточной дальности.
Однако МиГ-29 наиболее распространенных серий не получили оборудования для разведки и специального управляемого оружия для поражения наземных целей.
В полете МиГ-29 отличался от предшественников огромной маневренностью и скороподъемностью, но и нагрузки на пилота возросли. Поэтому носить противоперегрузочный костюм стало необходимо.
30 июня 1986 года шесть МиГ-29 из Кубинки впервые показали за рубежом, в Финляндии на авиабазе Куопио-Риссала. Новый советский истребитель, о котором ранее на Западе знали только по слухам и нескольким фото со спутников, произвёл фурор.
Во многих книгах, компьютерных играх и фильмах МиГ-29 стал символом советского истребителя конца холодной войны.
МиГ-29 купили свыше двадцати стран по всему миру, от Перу и Кубы до КНДР, Мьянмы и Малайзии.
Зарубежные пилоты, впервые знакомясь с МиГ-29, были в восторге от его аэродинамики и возможностей нашлемной системы целеуказания, но ругали малый объем топлива в баках и тесную кабину.
МиГ-29 воевал во многих войнах с 1991 года и по сей день.
На аэродроме в Кубинке с 1991 года базируется знаменитая пилотажная группа «Стрижи», летающая на МиГ-29.
Сейчас Миг-29 с эмблемами «Стрижей» можно видеть на открытой площадке в парке «Патриот».
МиГ-29 стал «визитной карточкой» СССР в последние годы холодной войны. Отличается интегральной компоновкой и нашлемной системой целеуказания. МиГ-29 экспортировался более чем в двадцать стран. Продолжает воевать уже более 30 лет — с 1991 года. МиГ-29 заслужил восторги многих пилотов разных стран за красоту, скорость и маневренность.
Если посмотреть на МиГ-29, стоящие на открытой площадке парка «Патриот», то в глаза сразу бросаются их внешние отличия от более ранних истребителей.
Крыло и фюзеляж на МиГ-29 плавно переходят друг в друга, образуя «прекрасную в своей обтекаемости машину» (как сказал знаток авиации и полковник ВВС США Джон Сотэм). Двигатели — в гондолах под фюзеляжем, а воздухозаборники — под наплывами крыла. Все агрегаты самолета соединены в единое обтекаемое «тело». Такую компоновку называют интегральной.
Крыло с наплывом у корневой части стало «гибридным», сочетая разные степени стреловидности. Отсюда — возможности для маневра на самых разных скоростях.
Фонарь кабины впервые не имел переплета, что улучшило обзор.
Двигатели РД-33 стали первыми советскими двухконтурными двигателями, специально разработанными для установки на истребители. Их система управления была электронной, что повышало точность и скорость регулирования.
МиГ-29 был задуман как фронтовой истребитель четвертого поколения, как ответ на появление истребителей США F-15 и F-16. Фронтовой, то есть могущий сбивать истребители врага, перехватывать одиночные и групповые воздушные цели, сопровождать свои ударные самолёты. А также вести разведку и наносить удары по наземным и морским целям, в том числе ядерным оружием. В общем, делать «все, везде и сразу».
Первый опытный МиГ-29 поднял в воздух лётчик-испытатель Александр Федотов 6 октября 1977 года. А в 1983 году новый истребитель пошел в серию.
Из-за секретности детали первых МиГ-29 на заводе «Знамя Труда» в Москве расстыковывали, прятали в кузовы гражданских грузовиков и затем перевозили на завод в Луховицах для окончательной сборки.
Первым из строевых частей получил новинку элитный 234-й гвардейский истребительный авиаполк в Кубинке, десятки лет осваивающий передовую технику, поколение за поколением — от МиГ-19 до МиГ-21 и МиГ-23.
Сразу после посадки на первые МиГ-29 надевали специальные чехлы, искажающие их внешний вид для спутников-шпионов.
МиГ-29 нес немалый для легкого истребителя арсенал оружия: две ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-27 плюс четыре ракеты малой дальности Р-60, или шесть ракет Р-60, или четыре тяжелые неуправляемые ракеты С-24Б калибра 240 мм, или четыре блока по двадцать неуправляемых 80-мм ракет С-8КО, или четыре бомбы ФАБ-500 или ФАБ-250.
Плюс легкая 30-мм пушка ГШ-301 в корпусе слева от кабины, с боекомплектом 150 снарядов и темпом стрельбы 1500–1800 выстрелов в минуту. Пушка могла стрелять как в режиме «автомат» — пока не вылетит ¾ боекомплекта, так и отсечками по 38-40 снарядов при каждом нажатии на гашетку.
Согласно методическому пособию летчику, МиГ-29 поражал цели днем и ночью в любую погоду — если имел ракеты с радиолокационной головкой самонаведения. Для пуска ракет с тепловой головкой и стрельбы из пушки нужно было видеть цель оптически — то есть только в хорошую погоду.
Радиолокационный прицел МиГ-29 позволял обнаружить до десяти целей одновременно и автоматически захватить наиболее опасную.
Дальность обнаружения целей в передней полусфере доходила до 50–70 км, при высоте полета цели от 30 м до 23 км.
Согласно методическому пособию летчику, МиГ-29 поражал цели днем и ночью в любую погоду — если имел ракеты с радиолокационной головкой самонаведения. Для пуска ракет с тепловой головкой и стрельбы из пушки нужно было видеть цель оптически — то есть только в хорошую погоду.
Радиолокационный прицел МиГ-29 позволял обнаружить до десяти целей одновременно и автоматически захватить наиболее опасную.
Дальность обнаружения целей в передней полусфере доходила до 50–70 км, при высоте полета цели от 30 м до 23 км.
Наиболее выгодны для дальнего обнаружения были встречно-пересекающиеся курсы до ракурсов ¼ — то есть спереди-слева или справа.
При необходимости летчик МиГ-29 мог переключить радар в режимы «Догон», «Встреча», «Автомат» и «ближний бой».
Оптико-электронный комплекс МиГ-29 видел истребитель противника на большой высоте на расстоянии до 18 км, на фоне земли — до 6–10 км. И обеспечивал автосопровождение цели для стрельбы ракетами Р-60, на дистанции от 200 м до 10 км, или из пушки — от 200 до 1200 м.
Пилот МиГ-29 получил и нашлемную систему целеуказания «Щель», благодаря которой мог движением головы нацеливать головку ракет, даже под очень большим углом.
Ракета Р-27P весом в четверть тонны могла поразить цель при атаке в переднюю полусферу за 50–60 км, и за 16-18 км — при стрельбе в заднюю полусферу, на высоте от 20 м до 25 км.
Ракета Р-60МК весила 45 кг и при стрельбе в заднюю полусферу, вдогон, могла поразить цель на дальности от 30 м до 20 км (в передней полусфере — до 8 км). Причем цель могла маневрировать с перегрузками до 8 G.
МиГи поздних версий обновили арсенал ракетами Р-27Т с тепловой головкой самонаведения и Р-73 промежуточной дальности.
Однако МиГ-29 наиболее распространенных серий не получили оборудования для разведки и специального управляемого оружия для поражения наземных целей.
В полете МиГ-29 отличался от предшественников огромной маневренностью и скороподъемностью, но и нагрузки на пилота возросли. Поэтому носить противоперегрузочный костюм стало необходимо.
30 июня 1986 года шесть МиГ-29 из Кубинки впервые показали за рубежом, в Финляндии на авиабазе Куопио-Риссала. Новый советский истребитель, о котором ранее на Западе знали только по слухам и нескольким фото со спутников, произвёл фурор.
Во многих книгах, компьютерных играх и фильмах МиГ-29 стал символом советского истребителя конца холодной войны.
МиГ-29 купили свыше двадцати стран по всему миру, от Перу и Кубы до КНДР, Мьянмы и Малайзии.
Зарубежные пилоты, впервые знакомясь с МиГ-29, были в восторге от его аэродинамики и возможностей нашлемной системы целеуказания, но ругали малый объем топлива в баках и тесную кабину.
МиГ-29 воевал во многих войнах с 1991 года и по сей день.
На аэродроме в Кубинке с 1991 года базируется знаменитая пилотажная группа «Стрижи», летающая на МиГ-29.
Сейчас Миг-29 с эмблемами «Стрижей» можно видеть на открытой площадке в парке «Патриот».
#3
Миг-29
#4
Базовая информация | |
Название краткое | Истребитель МиГ-29 |
Название полное | Фронтовой истребитель МиГ-29 |
Страна | СССР |
Вид техники | Истребитель |
год разработки | 1977 |
год производства | 1983 |
серийность | Серийный |
Изготовлено (в штуках) | Более 1600 |
Размах крыла | 8,54 м |
Длина | 18,06 м |
Высота | 4,82 м |
Площадь крыла | 38,06 м² |
Скорость | 2450 км/ч максимальная на высоте 1500 км/ч у земли, 850 км/ч крейсерская |
Мощность двигателя | 2 × 8300 кгс |
Вооружение | Ракеты воздух-воздух Р-60, Р-27, Р-73, Р-77 — до шести ракет, неуправляемые ракеты и бомбы. 30-мм пушка ГШ-301 с боекомплектом 150 снарядов и темпом стрельбы 1500–1800 выстрелов в минуту |
Экипаж | 1 человек |
Интересные факты | Из-за секретности на первые МиГ-29 надевали искажающие его форму чехлы |
Интересные факты 2 | В 1986 году МиГ-29 стал первым советским истребителем четвертого поколения, показанным на Западе |
Интересные факты 3 | Продан более чем в двадцать стран мира |
Интересные факты 4 | Воюет более 30 лет — с 1991 года |
Интересные факты 5 | На МиГ-29 летает пилотажная группа «Стрижи» |
читать дальшескрыть
МиГ-29 — прекрасный символ холодной войны
Время создания
1983
Место создания
СССР
Размер
482x854x180,6 см
площадь крыла — 38,06 м²
площадь крыла — 38,06 м²
Техника
металл, заводское производство
Коллекция
Выставка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться