Костюм крестьянина, отправлявшегося зимой в дорогу на санях, состоял из рубахи, теплых штанов, шубы, подпоясанной кушаком, тулупа, шапки с меховой опушкой, валенок и рукавиц.
Особого внимания заслуживает специальная дорожная одежда — «тулуп» или «армяк», распространенная у русских повсеместно, причем ее локальные различия были невелики и касались в основном цветовой гаммы. Она представляла собой довольно широкое и длинное одеяние из овчины (тулуп) или толстого сукна (армяк) с высоким воротником. Большие размеры дорожной одежды объяснялись тем, что надевать ее можно было поверх верхней одежды из сукна и меха, даже поверх шубы и нижнего тулупа, что позволяло значительно утеплиться в морозы и защитить одежду от непогоды. Поднятый воротник почти полностью закрывал голову человека, выполняя функцию капюшона. Во время поездки тулуп надевали в рукава и подпоясывали или накидывали на плечи. В последнем случае шубу, надетую непосредственно на рубаху, плотно запахивали и подпоясывали — так было теплее. Теплый плотный материал и удобный крой сделали тулуп, как и армяк, любимой одеждой ямщиков и извозчиков.
Тулупы, подобно другой меховой одежде, в частности, шубе, могли быть нагольными (и тогда их цвет зависел от обработки и окрашивания овчины, что было связано с предпочтениями владельца) или крытыми домоткаными и, реже, фабричными с разными цветовыми оттенками. Популярными цветами ткани были темные — черный, синий, коричневый, но за неимением хорошей ткани использовали серый холст.
Зимние шапки были не очень разнообразны; одна из популярных форм — полусферический верх из бархата, хлопчатобумажной или льняной ткани, подбитый мехом или простеганный на кудели, с довольно широкой опушкой из меха овцы или диких животных, а также из искусственного меха.
Рукавицы также были важной деталью зимней одежды. Пока у крестьянина не было необходимости их надевать, он, как правило, затыкал их за пояс. Такой способ временного хранения рукавиц был очень удобен, так как карманы в одежде обычно отсутствовали. Кроме того, таким образом можно было продемонстрировать этот предмет зимнего костюма, особенно в том случае, если они были орнаментированы.
Незаменимой зимней обувью являлись валенки, изготовленные из валяной шерсти. Чтобы они дольше носились, подошву подшивали подметками, вырезанными из уже сношенной валяной обуви или из кожи либо сплетенными из веревочного материала; иногда для утепления делали дополнительную подошву.
Особого внимания заслуживает специальная дорожная одежда — «тулуп» или «армяк», распространенная у русских повсеместно, причем ее локальные различия были невелики и касались в основном цветовой гаммы. Она представляла собой довольно широкое и длинное одеяние из овчины (тулуп) или толстого сукна (армяк) с высоким воротником. Большие размеры дорожной одежды объяснялись тем, что надевать ее можно было поверх верхней одежды из сукна и меха, даже поверх шубы и нижнего тулупа, что позволяло значительно утеплиться в морозы и защитить одежду от непогоды. Поднятый воротник почти полностью закрывал голову человека, выполняя функцию капюшона. Во время поездки тулуп надевали в рукава и подпоясывали или накидывали на плечи. В последнем случае шубу, надетую непосредственно на рубаху, плотно запахивали и подпоясывали — так было теплее. Теплый плотный материал и удобный крой сделали тулуп, как и армяк, любимой одеждой ямщиков и извозчиков.
Тулупы, подобно другой меховой одежде, в частности, шубе, могли быть нагольными (и тогда их цвет зависел от обработки и окрашивания овчины, что было связано с предпочтениями владельца) или крытыми домоткаными и, реже, фабричными с разными цветовыми оттенками. Популярными цветами ткани были темные — черный, синий, коричневый, но за неимением хорошей ткани использовали серый холст.
Зимние шапки были не очень разнообразны; одна из популярных форм — полусферический верх из бархата, хлопчатобумажной или льняной ткани, подбитый мехом или простеганный на кудели, с довольно широкой опушкой из меха овцы или диких животных, а также из искусственного меха.
Рукавицы также были важной деталью зимней одежды. Пока у крестьянина не было необходимости их надевать, он, как правило, затыкал их за пояс. Такой способ временного хранения рукавиц был очень удобен, так как карманы в одежде обычно отсутствовали. Кроме того, таким образом можно было продемонстрировать этот предмет зимнего костюма, особенно в том случае, если они были орнаментированы.
Незаменимой зимней обувью являлись валенки, изготовленные из валяной шерсти. Чтобы они дольше носились, подошву подшивали подметками, вырезанными из уже сношенной валяной обуви или из кожи либо сплетенными из веревочного материала; иногда для утепления делали дополнительную подошву.