«Это некрасивый, но богатый головной убор, выходящий из обычая», — так определил Владимир Иванович Даль в середине XIX века рогатую кичку (кику).
Сложный головной убор, увенчанный двумя рогами, характерен для молодых замужних женщин южнорусских территорий. Встречается, например, в костюме крестьянок Рязанской и Пензенской губерний, в частности, у представительниц мещеры — этнотерриториальной группы русского народа.
Простая кичка, или волосник, представляла собой мягкую холщовую шапочку, плотно облегающую голову и предназначенную закрывать волосы (отсюда второе название). Неповторимость ей придавали твердая рогатая вставка и нарядный верхний чепец, или «сорока».
В зависимости от местной традиции рога делали прямыми и длинными, небольшими, изогнутыми, направленными вверх, назад или в стороны. Их вырезали из дерева и обшивали холстом или плотно скручивали из холста, который затем простегивали. Внешнюю часть головного убора называли сорокой или чепцом, для кички с длинными рогами ее шили со специально выкроенными для них чехлами. Как правило, на изготовление этой части головного убора шла красная ткань, например покупной хлопчатобумажный кумач. Сороку или чепец украшали налобником с золотным или серебряным шитьем и позатыльником, вышитым цветными шерстяными, шелковыми или «бумажными» нитями, иногда тоже золотошвейным. Концы рогов скрепляли шелковой лентой, сеткой из стекляруса или полоской бахромы. Дополнением к головному убору служили серьги или привески-шарики из гусиного пуха.
Рогатые кички с многочисленными украшениями, как правило, украшали головы молодух, которые должны были сидеть в них на свадебном пиру, а в течение определенного времени надевать по большим праздникам в церковь или для участия в ритуальных действиях, например при затапливании бани (один из обрядов свадебного действа) и даже для работы в поле. Согласно историческим данным, женщин в рогатых головных уборах священники некогда не пускали в церковь. Однако в целом традиция обязательного ношения молодухами рогатого головного убора, связанного с идеей плодородия, сохранялась в некоторых местах еще в ХХ веке.
Сложный головной убор, увенчанный двумя рогами, характерен для молодых замужних женщин южнорусских территорий. Встречается, например, в костюме крестьянок Рязанской и Пензенской губерний, в частности, у представительниц мещеры — этнотерриториальной группы русского народа.
Простая кичка, или волосник, представляла собой мягкую холщовую шапочку, плотно облегающую голову и предназначенную закрывать волосы (отсюда второе название). Неповторимость ей придавали твердая рогатая вставка и нарядный верхний чепец, или «сорока».
В зависимости от местной традиции рога делали прямыми и длинными, небольшими, изогнутыми, направленными вверх, назад или в стороны. Их вырезали из дерева и обшивали холстом или плотно скручивали из холста, который затем простегивали. Внешнюю часть головного убора называли сорокой или чепцом, для кички с длинными рогами ее шили со специально выкроенными для них чехлами. Как правило, на изготовление этой части головного убора шла красная ткань, например покупной хлопчатобумажный кумач. Сороку или чепец украшали налобником с золотным или серебряным шитьем и позатыльником, вышитым цветными шерстяными, шелковыми или «бумажными» нитями, иногда тоже золотошвейным. Концы рогов скрепляли шелковой лентой, сеткой из стекляруса или полоской бахромы. Дополнением к головному убору служили серьги или привески-шарики из гусиного пуха.
Рогатые кички с многочисленными украшениями, как правило, украшали головы молодух, которые должны были сидеть в них на свадебном пиру, а в течение определенного времени надевать по большим праздникам в церковь или для участия в ритуальных действиях, например при затапливании бани (один из обрядов свадебного действа) и даже для работы в поле. Согласно историческим данным, женщин в рогатых головных уборах священники некогда не пускали в церковь. Однако в целом традиция обязательного ношения молодухами рогатого головного убора, связанного с идеей плодородия, сохранялась в некоторых местах еще в ХХ веке.