Пояс был обязательной деталью русского костюма — как мужского, так и женского. Даже в детских костюмах присутствовал пояс. В народном сознании пояс по своему значению приравнивался к кресту, о чем свидетельствует пословица: «Ходит как татарин без креста, без пояса».
Особенно трепетно к поясу относились старообрядцы. Во время таинства крещения ребенку не только надевали крест на шею, а также перепоясывали тоненьким пояском, который воспринимался приверженцами старой веры как знак принадлежности к Древлеправославной церкви.
Пояса могли быть длинными (до трех метров) и короткими (в охват талии, с застежками), широкими и узкими. Способы их повязывания были различными. Кушаки, предназначенные для верхней одежды и отличавшиеся значительной шириной, обкручивали вокруг талии два раза, а концы либо затыкали за кушак, либо спускали по бокам.
Пояса некоторых групп русского народа имели ярко выраженные отличия. Таковы пояса поляков — одной из групп старообрядцев, переселившихся на территорию горного Алтая во второй половине XVIII века. Здесь пояс оставался важнейшей частью костюма на протяжении ХХ века. И женщины, и мужчины подпоясывались узкими тесемками и широкими, до двадцати сантиметров, кушаками, которые плели или ткали из шерстяных и хлопчатобумажных нитей и декорировали полосами или выпуклым геометрическим орнаментом, включавшим также буквы и словеса, солярные знаки, в том числе свастику. Орнаментальный ряд и надписи усиливали защитную функцию пояса. Надписи представляют собой молитвы, имена владельцев, названия поселений и даты, любовные послания или изречения из общеизвестных текстов, например песен.
Яркая цветовая гамма придавала поясу поляков дополнительный колорит. Концы пояса украшали мощными кистями из длинных цветных нитей, бахромы, нитяных шариков. Молодые женщины один или два раза охватывали талию поясом, завязывали его узлом с правой стороны, а концы спускали вниз. Широкие пояса складывали вдвое, охватывали талию, а концы продергивали в образовавшуюся петлю и накладывали один на другой.
Особенно трепетно к поясу относились старообрядцы. Во время таинства крещения ребенку не только надевали крест на шею, а также перепоясывали тоненьким пояском, который воспринимался приверженцами старой веры как знак принадлежности к Древлеправославной церкви.
Пояса могли быть длинными (до трех метров) и короткими (в охват талии, с застежками), широкими и узкими. Способы их повязывания были различными. Кушаки, предназначенные для верхней одежды и отличавшиеся значительной шириной, обкручивали вокруг талии два раза, а концы либо затыкали за кушак, либо спускали по бокам.
Пояса некоторых групп русского народа имели ярко выраженные отличия. Таковы пояса поляков — одной из групп старообрядцев, переселившихся на территорию горного Алтая во второй половине XVIII века. Здесь пояс оставался важнейшей частью костюма на протяжении ХХ века. И женщины, и мужчины подпоясывались узкими тесемками и широкими, до двадцати сантиметров, кушаками, которые плели или ткали из шерстяных и хлопчатобумажных нитей и декорировали полосами или выпуклым геометрическим орнаментом, включавшим также буквы и словеса, солярные знаки, в том числе свастику. Орнаментальный ряд и надписи усиливали защитную функцию пояса. Надписи представляют собой молитвы, имена владельцев, названия поселений и даты, любовные послания или изречения из общеизвестных текстов, например песен.
Яркая цветовая гамма придавала поясу поляков дополнительный колорит. Концы пояса украшали мощными кистями из длинных цветных нитей, бахромы, нитяных шариков. Молодые женщины один или два раза охватывали талию поясом, завязывали его узлом с правой стороны, а концы спускали вниз. Широкие пояса складывали вдвое, охватывали талию, а концы продергивали в образовавшуюся петлю и накладывали один на другой.