Жан-Луи Вуаль (или Вуалль) — типичный представитель россики. Этот термин используется в российской истории искусства для обозначения иностранных художников, работавших в России в XVIII–XIX столетиях, в особенности по заказам императорского двора. Жан-Луи Вуаль более тридцати лет жил в России, при этом почти неизвестен на своей родине, во Франции.
Вуаль родился 4 мая 1744 года в Париже в семье ювелира. Учился в Королевской Академии живописи у Француа Друэ-младшего. В Санкт-Петербург он прибыл в качестве актёра и декоратора французской театральной труппы в начале 1760-х годов. Оставив театр, он начал работать как живописец, и вскоре зарекомендовал себя как талантливый портретист. В 1780 году он стал придворным художником «малого двора» — так тогда называли двор великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I. Художник неоднократно писал портреты Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны, их детей, а также портретировал русскую аристократию.
В 1793 году после Французской революции художник уехал на родину. Свои произведения он выставлял в Парижском салоне, но постоянной доходной работы так и не нашёл. После прихода к власти императора Наполеона Бонапарта, в 1795 году Жан-Луи Вуаль вернулся в Россию, продолжил жить здесь и работал до своей смерти в 1806 году.
В собрании музея находится авторское повторение портрета великой княгини Марии Федоровны, второй супруги Павла Петровича, выполненное в 1791–1793 годах, с оригинала 1791 года, который в настоящее время находится в Павловском дворце-музее. У Вуаля не было учеников, и все копии со своих портретов он выполнял сам. Портрет происходит из собрания графов Лазаревых, близких ко двору великого князя Павла Петровича. До 1917 года картина находилась в имении Железняки, которое принадлежало потомкам Лазаревых — князьям Голицыным. Портрет императрицы Марии Федоровны, представленный в экспозиции художественного музея, относится к зрелому периоду творчества художника, который приходится на 1780–1790-е годы. Это классический в творчестве Вуаля камерный поясный портрет.
Вуаль родился 4 мая 1744 года в Париже в семье ювелира. Учился в Королевской Академии живописи у Француа Друэ-младшего. В Санкт-Петербург он прибыл в качестве актёра и декоратора французской театральной труппы в начале 1760-х годов. Оставив театр, он начал работать как живописец, и вскоре зарекомендовал себя как талантливый портретист. В 1780 году он стал придворным художником «малого двора» — так тогда называли двор великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I. Художник неоднократно писал портреты Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны, их детей, а также портретировал русскую аристократию.
В 1793 году после Французской революции художник уехал на родину. Свои произведения он выставлял в Парижском салоне, но постоянной доходной работы так и не нашёл. После прихода к власти императора Наполеона Бонапарта, в 1795 году Жан-Луи Вуаль вернулся в Россию, продолжил жить здесь и работал до своей смерти в 1806 году.
В собрании музея находится авторское повторение портрета великой княгини Марии Федоровны, второй супруги Павла Петровича, выполненное в 1791–1793 годах, с оригинала 1791 года, который в настоящее время находится в Павловском дворце-музее. У Вуаля не было учеников, и все копии со своих портретов он выполнял сам. Портрет происходит из собрания графов Лазаревых, близких ко двору великого князя Павла Петровича. До 1917 года картина находилась в имении Железняки, которое принадлежало потомкам Лазаревых — князьям Голицыным. Портрет императрицы Марии Федоровны, представленный в экспозиции художественного музея, относится к зрелому периоду творчества художника, который приходится на 1780–1790-е годы. Это классический в творчестве Вуаля камерный поясный портрет.