Лукас Эмиль Ворстерман Старший (1595—1675) — крупнейший фламандский гравер 17 века. Внес ряд усовершенствований в процесс и манеру гравирования. Около 1619 года Ворстерман приехал в Антверпен и вступил в гильдию Св. Луки. Тогда же началось его плодотворное сотрудничество с Питером Паулем Рубенсом. Ворстерман учился живописи в его мастерской.
В 1624 году Ворстерман переехал в Англию, где работал для короля Карла I, который коллекционировал произведения искусства, а также для графа Томаса Арундела. В Англии много гравировал по портретам ван Дейка и Гольбейна. Через шесть лет вернулся в Антверпен и продолжил работу по произведениям Рубенса, Питера Брейгеля Старшего, Рафаэля и других мастеров.
Между Ворстерманом и Рубенсом возник спор по поводу авторских прав на гравюры, созданные на основе картин Рубенса. Дело дошло до судебного разбирательства. При этом Рубенс был крестным отцом старшего сына Ворстермана. Однако спор привел к прекращению отношений между ними. В конце жизни Ворстерман потерял зрение и жил в нищете при поддержке Антверпенской гильдии Св. Луки.
Лукас Ворстерман выработал новый стиль гравюры на меди, отличавшийся точечной фактурой и мягкими переходами от теней к свету. Гравюра воспроизводит левую часть знаменитого триптиха Рубенса «Чудесный улов». Кроме корректной передачи рисунка, художник требовал от гравера контрастов и переходов от сверкающего света к глубоким теням. Работа Ворстермана его требованиям соответствовала. Созданный по заказу гильдии торговцев рыбой, триптих украшает церковь Богоматери в Бельгии.
В 1624 году Ворстерман переехал в Англию, где работал для короля Карла I, который коллекционировал произведения искусства, а также для графа Томаса Арундела. В Англии много гравировал по портретам ван Дейка и Гольбейна. Через шесть лет вернулся в Антверпен и продолжил работу по произведениям Рубенса, Питера Брейгеля Старшего, Рафаэля и других мастеров.
Между Ворстерманом и Рубенсом возник спор по поводу авторских прав на гравюры, созданные на основе картин Рубенса. Дело дошло до судебного разбирательства. При этом Рубенс был крестным отцом старшего сына Ворстермана. Однако спор привел к прекращению отношений между ними. В конце жизни Ворстерман потерял зрение и жил в нищете при поддержке Антверпенской гильдии Св. Луки.
Лукас Ворстерман выработал новый стиль гравюры на меди, отличавшийся точечной фактурой и мягкими переходами от теней к свету. Гравюра воспроизводит левую часть знаменитого триптиха Рубенса «Чудесный улов». Кроме корректной передачи рисунка, художник требовал от гравера контрастов и переходов от сверкающего света к глубоким теням. Работа Ворстермана его требованиям соответствовала. Созданный по заказу гильдии торговцев рыбой, триптих украшает церковь Богоматери в Бельгии.
Фигуры расположены на одной плоскости, как на римских рельефах, одежды персонажей напоминают античные. Иконография сюжета восходит к Евангелию от Матфея: «Сборщик подати спросил Петра, не заплатит ли он подать на храм. Христос сказал Петру, что если он забросит уду в озеро, то найдет во рту первой пойманной рыбы серебряную монету, которой будет достаточно, чтобы уплатить подать». На переднем плане фигура Петра, окруженного четырьмя апостолами, позади них — женщина с корзиной, наполненной рыбой. Очертания фигур намечены острыми концами штрихов без проведения контурных линий. Гравюра поступила в музей в 1919 году из имения Барятино Тарусского уезда Калужской губернии в составе частного художественного собрания князей Горчаковых.