Нагрудник тунгусского типа некогда являлся самостоятельной одеждой, а также одним из первых ее элементов. Он присутствовал в комплексе этнических костюмов многих народов Сибири, Севера и Дальнего Востока, что позволило исследователям говорить об их тесной взаимосвязи на протяжении долгого времени.
При этом у каждого народа подобные нагрудники несколько отличались по форме, длине и декорированию. Даже у разных территориальных групп эвенов — сибирского тунгусо-маньчжурского народа — нагрудники имели разную форму.
Нэл — эвенский нагрудник — надевался под кафтан, который застегивался на завязки и сам по себе не мог надежно защитить грудь человека от холода и ветра. Конструктивно изделие делилось на две части: верхнюю, которая достигала линии талии и пришивалась мехом внутрь, и нижнюю — ее обычно изготавливали из гладкого камуса (шкуры с ног оленя) ворсом наружу.
Верхняя часть с вырезом для шеи завязывалась тесемками на затылке, еще одна пара тесемок или просто ремешок охватывали талию. Зимние нагрудники делали из шкур горного барана или оленя осеннего забоя с подстриженной шерстью, летние — из ровдуги, замши из оленьей кожи.
Длина нагрудника у женщин достигала колен, у мужчин была короче. К мужским нагрудникам на уровне пояса пришивали неширокую ровдужную бахрому, женские украшались орнаментом, бисером и вышивкой подшейным волосом оленя.
Нижнюю половину нагрудника из коллекции музея обильно декорировали традиционным геометрическим орнаментом, который состоит из простейших элементов: концентрических кругов, треугольников, полукружий и пунктирных линий. Более поздними в искусстве эвенов являются растительные мотивы.
Орнаменты выполнялись в техниках меховой мозаики и инкрустации, плетения из ровдужных полосок, вышивки бисером, хлопчатобумажными и шерстяными нитями. Кромка подола обрамлялась ровдужной бахромой с металлическими подвесками. Подол женского нагрудника могли украшать колокольчики, бубенцы и монеты. Вероятно, это имело ритуально-магический смысл: при движении они издавали звон, который отпугивал злых духов.