Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Культура коренных народов Хабаровского края»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Женский нагрудник нэл

Время создания
вторая половина XIX века
Место создания
Российская империя, Приморская область
Размер
95x57,5x3 см
размеры указаны без завязок
Техника
шитье, мозаика, вышивка, тонирование
1
Открыть в приложении
#2

Нагрудник тунгусского типа некогда являлся самостоятельной одеждой, а также одним из первых ее элементов. Он присутствовал в комплексе этнических костюмов многих народов Сибири, Севера и Дальнего Востока, что позволило исследователям говорить об их тесной взаимосвязи на протяжении долгого времени.

При этом у каждого народа подобные нагрудники несколько отличались по форме, длине и декорированию. Даже у разных территориальных групп эвенов — сибирского тунгусо-маньчжурского народа — нагрудники имели разную форму.

Нэл — эвенский нагрудник — надевался под кафтан, который застегивался на завязки и сам по себе не мог надежно защитить грудь человека от холода и ветра. Конструктивно изделие делилось на две части: верхнюю, которая достигала линии талии и пришивалась мехом внутрь, и нижнюю — ее обычно изготавливали из гладкого камуса (шкуры с ног оленя) ворсом наружу.

Верхняя часть с вырезом для шеи завязывалась тесемками на затылке, еще одна пара тесемок или просто ремешок охватывали талию. Зимние нагрудники делали из шкур горного барана или оленя осеннего забоя с подстриженной шерстью, летние — из ровдуги, замши из оленьей кожи.

Длина нагрудника у женщин достигала колен, у мужчин была короче. К мужским нагрудникам на уровне пояса пришивали неширокую ровдужную бахрому, женские украшались орнаментом, бисером и вышивкой подшейным волосом оленя.

Нижнюю половину нагрудника из коллекции музея обильно декорировали традиционным геометрическим орнаментом, который состоит из простейших элементов: концентрических кругов, треугольников, полукружий и пунктирных линий. Более поздними в искусстве эвенов являются растительные мотивы.

Орнаменты выполнялись в техниках меховой мозаики и инкрустации, плетения из ровдужных полосок, вышивки бисером, хлопчатобумажными и шерстяными нитями. Кромка подола обрамлялась ровдужной бахромой с металлическими подвесками. Подол женского нагрудника могли украшать колокольчики, бубенцы и монеты. Вероятно, это имело ритуально-магический смысл: при движении они издавали звон, который отпугивал злых духов.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Женский нагрудник нэл

Время создания
вторая половина XIX века
Место создания
Российская империя, Приморская область
Размер
95x57,5x3 см
размеры указаны без завязок
Техника
шитье, мозаика, вышивка, тонирование
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%