В конце XX–XXI веке все больше женщин профессионально занимаются живописью и графикой. Они участвуют в крупных выставках, организовывают собственные, продают картины на аукционах и формируют повестку в современном искусстве. А в музеях работы многих художниц прошлого из запасников постепенно попадают в экспозиции.
Но современные художницы не смогли бы добиться этого, если бы не их предшественницы из XIX века. В те времена женщине было непросто заниматься заняться искусством, но возможности для этого все же оставались.
В начале XIX века европейские женщины за профессиональным образованием приезжали в Париж, где процент художниц был в целом выше, чем в остальных странах Европы. Многие получали отказ, например, до конца XIX века ни одна из них не получила доступ в Школу изящных искусств. Но женщины не сдавались и искали другие пути, чтобы заниматься любимым делом: устраивались в частные школы, брали заказы и пробивались на Парижский салон.
В России первые рисовальные классы для девочек открылись в 1830-х годах, а в 1860-х женщинам разрешили поступать вольнослушательницами в петербургскую Академию искусств. Заниматься в одном классе с мужчинами им разрешили в 1873 году, а с 1890 года стали брать на учебу полноправными студентками. Число женщин в классах выросло лавинообразно.
Картину «Женщина с амурами» из коллекции Вольского музея написала французская художница Тереза Гарнье в 1805 году. О ней известно немногое. Гарнье родилась 8 июля 1776 года в Париже, изучала живопись под началом художника Антуана Вестье. В 1799 году она впервые участвовала в Парижском салоне с тремя портретами — и стала одной из немногих художниц, кому это удалось. Впоследствии она еще дважды выставляла свои картины в салоне — в 1804 и 1806 годах. Умерла художница после 1832 года.
На картине аллегорический сюжет сочетается с романтическим пейзажем, элементами натюрморта и портрета. В начале XIX века Тереза Гарнье работала в стиле романтизма. Характерными чертами этого популярного в Европе стиля были утверждение самоценности личности, изображение сильных чувств и страстей.
Гарнье написала сидящую на берегу моря молодую женщину в легком длинном платье с обнаженными руками и грудью. На ее ногах едва заметны ремешки голубых сандалий, а за спиной развевается прозрачный светло-зеленый шарф.
Правую руку женщина подняла вверх, а левой оперлась на железный якорь. У ее ног Гарнье изобразила двух кудрявых амуров, один из которых держит в руках стрелы. Справа над фигурой женщины нависает скала, у подножья которой в беспорядке лежат открытая книга, палитра, скульптурная голова Венеры. У левого края картины видна невысокая колонна с горящим огнем.
Но современные художницы не смогли бы добиться этого, если бы не их предшественницы из XIX века. В те времена женщине было непросто заниматься заняться искусством, но возможности для этого все же оставались.
В начале XIX века европейские женщины за профессиональным образованием приезжали в Париж, где процент художниц был в целом выше, чем в остальных странах Европы. Многие получали отказ, например, до конца XIX века ни одна из них не получила доступ в Школу изящных искусств. Но женщины не сдавались и искали другие пути, чтобы заниматься любимым делом: устраивались в частные школы, брали заказы и пробивались на Парижский салон.
В России первые рисовальные классы для девочек открылись в 1830-х годах, а в 1860-х женщинам разрешили поступать вольнослушательницами в петербургскую Академию искусств. Заниматься в одном классе с мужчинами им разрешили в 1873 году, а с 1890 года стали брать на учебу полноправными студентками. Число женщин в классах выросло лавинообразно.
Картину «Женщина с амурами» из коллекции Вольского музея написала французская художница Тереза Гарнье в 1805 году. О ней известно немногое. Гарнье родилась 8 июля 1776 года в Париже, изучала живопись под началом художника Антуана Вестье. В 1799 году она впервые участвовала в Парижском салоне с тремя портретами — и стала одной из немногих художниц, кому это удалось. Впоследствии она еще дважды выставляла свои картины в салоне — в 1804 и 1806 годах. Умерла художница после 1832 года.
На картине аллегорический сюжет сочетается с романтическим пейзажем, элементами натюрморта и портрета. В начале XIX века Тереза Гарнье работала в стиле романтизма. Характерными чертами этого популярного в Европе стиля были утверждение самоценности личности, изображение сильных чувств и страстей.
Гарнье написала сидящую на берегу моря молодую женщину в легком длинном платье с обнаженными руками и грудью. На ее ногах едва заметны ремешки голубых сандалий, а за спиной развевается прозрачный светло-зеленый шарф.
Правую руку женщина подняла вверх, а левой оперлась на железный якорь. У ее ног Гарнье изобразила двух кудрявых амуров, один из которых держит в руках стрелы. Справа над фигурой женщины нависает скала, у подножья которой в беспорядке лежат открытая книга, палитра, скульптурная голова Венеры. У левого края картины видна невысокая колонна с горящим огнем.