Художник, который достоверно работает в батальном жанре, может быть современником военных действий или участником сражений. Молодой живописец Жак Куртуа три года сопровождал французского офицера в военных походах, знакомился с жизнью солдат и копил впечатления для живописи. Жак Куртуа создал новый тип батального жанра: вместо общего плана с птичьего полета или растянутых в одной плоскости фризовых композиций, он изображал битвы кавалеристов так, будто находился среди них.
Жак Куртуа родился в 1621 году в деревне Сент-Ипполит на северо-востоке Франции. Его отец Жан-Пьер Куртуа был малоизвестным художником, но именно он преподал первые уроки живописи Жаку и двум его братьям: Гийому и Жану-Франсуа. Когда Жаку было 15 лет, вся его семья переехала в Италию, где юные художники познакомились с искусством Возрождения.
Масштабная фреска Рафаэля и Джулио Романо «Битва у Мульвийского моста», все пространство которой заполнено сражением римских войск, произвела на Жака Куртуа неизгладимое впечатление. Он обучался в мастерской голландского баталиста Яна Асселина, рассматривал сцены боя на работах Сальватора Розы и Микеланджело Черквоцци и окончательно выбрал специализацию художника-баталиста.
Все три брата Куртуа стали востребованными мастерами в Италии, но только Жак Куртуа вошел в историю батального жанра. Отличительные черты его произведений — это пейзаж с античными руинами, символизм в деталях и многоплановая композиция сражения, которую зритель видит прямо перед собой. Картины Жака Куртуа были необычайно популярны и узнаваемы, а автор получил прозвище «Бургиньон», что означает «из Бургундии» — региона Франции. Будущие поколения баталистов подражали Жаку Куртуа и копировали его стиль.
В фондах Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского есть еще одно полотно Жака Куртуа с тем же названием «Баталия», аналогичных размеров, но с иной композицией. В ней нет эффектного контраста и объемов, меньше воздуха — возможно, она была написана раньше, и художник учел все недостатки для второй «Баталии».
Жак Куртуа родился в 1621 году в деревне Сент-Ипполит на северо-востоке Франции. Его отец Жан-Пьер Куртуа был малоизвестным художником, но именно он преподал первые уроки живописи Жаку и двум его братьям: Гийому и Жану-Франсуа. Когда Жаку было 15 лет, вся его семья переехала в Италию, где юные художники познакомились с искусством Возрождения.
Масштабная фреска Рафаэля и Джулио Романо «Битва у Мульвийского моста», все пространство которой заполнено сражением римских войск, произвела на Жака Куртуа неизгладимое впечатление. Он обучался в мастерской голландского баталиста Яна Асселина, рассматривал сцены боя на работах Сальватора Розы и Микеланджело Черквоцци и окончательно выбрал специализацию художника-баталиста.
Все три брата Куртуа стали востребованными мастерами в Италии, но только Жак Куртуа вошел в историю батального жанра. Отличительные черты его произведений — это пейзаж с античными руинами, символизм в деталях и многоплановая композиция сражения, которую зритель видит прямо перед собой. Картины Жака Куртуа были необычайно популярны и узнаваемы, а автор получил прозвище «Бургиньон», что означает «из Бургундии» — региона Франции. Будущие поколения баталистов подражали Жаку Куртуа и копировали его стиль.
В фондах Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского есть еще одно полотно Жака Куртуа с тем же названием «Баталия», аналогичных размеров, но с иной композицией. В ней нет эффектного контраста и объемов, меньше воздуха — возможно, она была написана раньше, и художник учел все недостатки для второй «Баталии».