Вертикальное зеркало в экспозиции «Кузнецкая путеводительница» (зал «Дорога») является частью функционально-декоративного образа «Почтовая станция». Зеркало вставлено в декоративную деревянную раму, резьба на которой выполнена вручную. На раме растительный орнамент (четырехлепестковый цветок, листья, древо) перемежается с геометрическими узорами (ромбы, зигзаги, полосы). По традиции, основное зеркало декорировано проще, чем небольшое зеркало, расположенное в верхней его части. Согласно легенде, верхнее зеркальце предназначалось ангелу-хранителю, сидящему у каждого православного человека на правом плече.
Первые зеркала появились в эпоху бронзового века. Они изготавливались из листового серебра, меди или бронзы. Позднее в обиход вошли зеркала из стекла, на заднюю поверхность которых наносили тонкий слой олова, золота, в последствии — серебра и твёрдых сплавов ртути.
Современную историю зеркал отсчитывают с 1240 года, когда в Европе научились выдувать сосуды из стекла. Изобретение настоящего стеклянного зеркала следует отнести к 1279 году, когда итальянский монах-францисканец Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова. В начале XVI века зеркальщики научились делать плоские зеркала. Тогда же стали применять и амальгамы (жидкие или твердые сплавы ртути с другими металлами) для нанесения отражающего слоя на стекло.
В литературе образ зеркала часто связывают с мистикой. Начиная со средних веков, зеркало является образом-символом потустороннего мира. Одновременно оно и символ вечности, поскольку в зеркале отражается всё, что минуло, всё, что есть сейчас и всё, что будет.
Ф.М. Достоевский никогда не описывал зеркала как предмет интерьера или вещь, принадлежавшую персонажу, но он упоминает зеркала в художественных произведениях достаточно часто. Эпизоды с зеркалом встречаются в «Бедных людях», «Двойнике», «Униженных и оскорблённых», «Селе Степанчиково…», «Дядюшкином сне», «Записках из Мёртвого дома», «Преступлении и наказании», «Бесах», «Записках из подполья», «Зимних заметках о летних впечатлениях», «Идиоте», «Братьях Карамазовых»… Так, у господина Голядкина в комнате на комоде стоит небольшое кругленькое зеркальце, видя в котором себя, он остается «совершенно доволен». «Крошечным» зеркальцем, оклеенным золотым бордюрчиком, в среде арестантов «Мертвого дома» владеет только Аким Акимыч. У Марьи Тимофеевны Лебядкиной (Хромоножки) в «Бесах» на столе располагаются «необходимые вещицы: колода карт, зеркальце, песенник, даже сдобная булочка».
Иногда образ зеркала у Достоевского соединяется с мотивом двойничества.