Дорожный чемодан (или сундук) был необходимым предметом для хранения и перемещения вещей в путешествиях, деловых поездках. Обычно он выглядел как четырёхугольный деревянный ящик, укреплённый железными стяжками, имеющий крышку, закрывающуюся на замок. Дорожный чемодан (сундук) из экспозиции «Кузнецкая путеводительница» выполнен вручную из дерева и фанеры неизвестным мастером в царской России конца XIX века. Размер чемодана — 40×57×34 см. Он выкрашен коричневой краской, имеет специальные ножки, кожаные ремни и плетёные кожаные ручки, а также декорирован металлическими планками по бокам, оберегающими сундук от повреждений.
Сундуки в старину стоили недешево, их оббивали гладкими, выпуклыми или просечными полосами луженого или воронёного железа. Они накладывались на дерево или на специальную подкладку, например, на дорогую кожу, яркую ткань, разноцветную бумагу или слюду, создавая красивые узоры.
Во время поездок сундуки с вещами размещались в конных экипажах. Любой переезд был важным и серьезным событием, к нему готовились неделями, а паковаться начинали заранее. В пути предстояло провести несколько дней, останавливаться отдохнуть на постоялом дворе, менять лошадей, преодолевать в день до 100—150 верст. Дороги между городами были довольно «гнусными», пассажиры скучали, часто приходилось ехать по топи, вымощенной бревнами. Зато тяжелые деревянные сундуки, которые крепко, чтобы не потерять багаж, привязывали специальными цепями, отлично справлялись со своей задачей.