Представлены графические работы художника Н.П. Мигулина из серии «Кузнецкая драма в сочинительстве Достоевского».
Графические работы
В экспозиции выставочного зала «Салон госпожи Москалёвой» представлены иллюстрации новокузнецкого художника Николая Петровича Мигулина (1948–2017) к трем произведениям Ф.М. Достоевского: «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Хозяйка». Они созданы в 1994–1995 годах и являются частью серии «Кузнецкая драма в сочинительстве Достоевского». В ней Мигулин обратился к двенадцати произведениям русского классика и создал на их основе 36 графических карт.
По мысли художника, графические работы этой серии являются не просто иллюстрациями, но и отражают кузнецкие события в биографии Ф.М. Достоевского, как их предчувствие, осуществление и осмысление. Рассмотрим их подробнее.
Верхний ряд композиции посвящен произведению «Село Степанчиково и его обитатели». На первой карте художник изобразил фигуру главного персонажа повести — Фомы Опискина, возвышающегося над полковником Ростанёвым и его возлюбленной Настенькой. Она работает гувернанткой и поэтому герои вынуждены скрывать свои чувства ото всех. На втором листе мы видим момент триумфального возвращения Опискина, который благословляет брак полковника с Настей, соединяя их руки. В центре третьей карты — бюст Опискина на постаменте в лавровом венке «победителя».
Триптих «Дядюшкин сон» насыщен литературными образами. На первом графическом листе представлены основные действующие лица: госпожа Москалёва, её дочь Зина, старый князь, бывший жених Зины — Мозгляков. Марья Александровна держит в руках стрелу Амура, ведь она почти выполняет его роль, мечтая выдать дочь замуж за старого, но богатого князя К. На второй карте Зина стоит у постели умирающего возлюбленного Васи. Третья работа посвящена эпилогу повести: Зина удачно выходит замуж за губернатора, в углу мы видим поверженного Мозглякова:
Живописно прислонился он к колонне (зала, как нарочно, была с колоннами) и в продолжение всего бала, несколько часов сряду, простоял на одном месте, следя своими взглядами Зину. Но увы! все фокусы его, все необыкновенные позы, разочарованный вид и проч. и проч. пропало даром. Зина совершенно не замечала его.
На первом графическом листе, иллюстрирующем повесть «Хозяйка», изображена судьбоносная встреча Ордынова и Катерины в церкви. С первого взгляда он безумно влюбляется в девушку.
На изображении героиня стоит на коленях перед иконой Богоматери, от чужих глаз укрывает ее муж Мурин. На второй карте мы видим Ордынова, Мурина и Катерину за столом. В припадке ревности Мурин чуть не убил Ордынова, но счастливый случай спасает его от верной смерти.
В конце повести Ордынов остаётся один, и работница квартиры, где живет герой, с наслаждением повествует, «… как молится её смиренный жилец и каким образом по целым часам лежит он, словно бездыханный, на церковном помосте…». Поэтому на третей карте горят зажжённые свечи, видны силуэты ангелов.
Николай Мигулин поместил героев Достоевского на игральные карты («3 черви», «7 бубен», «дама пик»), поэтому большинство из них изображены в профиль. С одной стороны, карты иллюстрируют самые ключевые и напряженные эпизоды произведений. С другой стороны, они напоминают о повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», где звучит мотив игры. По замыслу художника, жизнь — это тоже игра, и Достоевский, как и его герои, играет на жизнь, играет со своей судьбой.
Важна здесь и тема любовного треугольника, ведь Фёдор Михайлович был его участником. После смерти Александра Ивановича Исаева Мария Дмитриевна окружена услужливыми кумушками, которые стремятся выдать её замуж, и в то же время плетут интриги, распространяют о ней различные слухи, в которых значительную роль приобретает фигура молодого учителя Николая Борисовича Вергунова.
В Семипалатинск до Фёдора Михайловича доходят слухи, в смятении он пишет Врангелю:
Слышал, что она дала слово другому, в Кузнецке, выйти замуж. Я был поражен как громом… Едва помнил, как живу и что мне говорят. О, не дай Господи никому этого страшного, грозного чувства. Велика радость любви, но страдания так ужасны, что лучше бы никогда не любить…
Здесь в Кузнецке произошла и встреча писателя с соперником — Вергуновым. Фёдор Михайлович писал:
С ним я сошелся: он плакал у меня, но он только и умеет плакать!
Из всех сибирских городов, в которых пришлось бывать Достоевскому, именно в Кузнецке он был по-настоящему счастлив, ведь, преодолев все трудности, писатель решил свою судьбу.