Зенитная прожекторная станция З-15-4 предназначалась для обеспечения огня зенитной артиллерии и боевых действий истребительной авиации противовоздушной обороны в темное время суток. Это наиболее распространенный съемный осветительный прожектор закрытого типа.
Станция была оснащена электродуговой лампой мгновенного зажигания с двумя угольными электродами и параболоидным стеклянным отражателем диаметром 1,5 м. Источником света выступила дуга высокоинтенсивного горения, которая обеспечивала силу света до 650 млн свечей (Вт) при дальности или высоте освещения до 10 км.
Продолжительность горения электродов составляла 75 минут, после чего требовалась их замена. В зависимости от модификации станции световой поток мог выхватывать в ночном небе самолеты противника на высоте от 9 до 12 километров.
Питание к прожектору могло подаваться как от подвижного источника электроэнергии — генератора мощностью 20 кВт, — так и от стационарных источников. Станция монтировалась на шасси грузового автомобиля ЗИС-12. Производилась с 1938 по 1942 год на московском заводе «Прожектор», всего было изготовлено 15,5 тысяч единиц. Прекращение производства было связано с тем, что в войска пошли эффективные радиолокационные станции.
Прожекторы З-15-4 сводились в отдельные зенитно-прожекторные батальоны, которые состояли из трех рот (трехвзводного состава). Взвод состоял из четырех прожекторных станций. Их боевое использование заключалось в поиске самолетов противника лучом света, сопровождении цели до момента ее уничтожения огневыми средствами.
Первую задачу выполнял прожектор-искатель. Он был оборудован синхронной связью и входил в систему «Прожзвук» («Прожзвук-2», «Прожзвук-4»). Прожектору-сопроводителю отводилась вторая задача. В свою очередь, он не был оснащен связью и не являлся элементом системы «Прожзвук».
Применялись зенитно-прожекторные станции и для освещения наземных целей. Так, в интересах противотанковой обороны зенитные прожекторы действовали под Москвой и Тулой осенью 1941 года, под Сталинградом — летом 1942-го.
Станция была оснащена электродуговой лампой мгновенного зажигания с двумя угольными электродами и параболоидным стеклянным отражателем диаметром 1,5 м. Источником света выступила дуга высокоинтенсивного горения, которая обеспечивала силу света до 650 млн свечей (Вт) при дальности или высоте освещения до 10 км.
Продолжительность горения электродов составляла 75 минут, после чего требовалась их замена. В зависимости от модификации станции световой поток мог выхватывать в ночном небе самолеты противника на высоте от 9 до 12 километров.
Питание к прожектору могло подаваться как от подвижного источника электроэнергии — генератора мощностью 20 кВт, — так и от стационарных источников. Станция монтировалась на шасси грузового автомобиля ЗИС-12. Производилась с 1938 по 1942 год на московском заводе «Прожектор», всего было изготовлено 15,5 тысяч единиц. Прекращение производства было связано с тем, что в войска пошли эффективные радиолокационные станции.
Прожекторы З-15-4 сводились в отдельные зенитно-прожекторные батальоны, которые состояли из трех рот (трехвзводного состава). Взвод состоял из четырех прожекторных станций. Их боевое использование заключалось в поиске самолетов противника лучом света, сопровождении цели до момента ее уничтожения огневыми средствами.
Первую задачу выполнял прожектор-искатель. Он был оборудован синхронной связью и входил в систему «Прожзвук» («Прожзвук-2», «Прожзвук-4»). Прожектору-сопроводителю отводилась вторая задача. В свою очередь, он не был оснащен связью и не являлся элементом системы «Прожзвук».
Применялись зенитно-прожекторные станции и для освещения наземных целей. Так, в интересах противотанковой обороны зенитные прожекторы действовали под Москвой и Тулой осенью 1941 года, под Сталинградом — летом 1942-го.