Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Ярославское зодчество в изданиях начала XX века»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Ярославль в его прошлом и настоящем

Время создания
1913
Место создания
Ярославль
Размер
24,8x16,8 см
Техника
Типографская печать
0
Открыть в приложении
#1
Ярославль в его прошлом и настоящем
#2
Коллективный труд «Ярославль в его прошлом и настоящем» — итог исследовательской деятельности ярославских краеведов в конце XIX — начале XX века. В написании разделов принимали участие И.А. Тихомиров, П.А. Критский, В.Н. Липенский, Н.Г. Первухин. Книга имела подзаголовок — исторический очерк-путеводитель. Издание подготовлено Ярославской экскурсионной комиссией. Она была создана в 1911 году и за несколько лет выпустила целый ряд путеводителей по городам губернии. Кроме того, комиссия занималась организацией экскурсий как для детей, так и для взрослых. В книге в качестве приложения помещены однодневный и двухдневный маршруты для знакомства с Ярославлем.
#5
Вид на Ярославль с реки Которосли. Фото из книги «Ярославль в его прошлом и настоящем»
#3
Ярославской архитектуре посвящено два очерка в этом коллективном труде: «Ярославское зодчество» И.А. Тихомирова и «Ярославская художественная старина» Н.Г. Первухина
#4
Из книги «Ярославль в его прошлом и настоящем»
Илларион Александрович Тихомиров (1861-1933) — историк, археолог, краевед, музейный и архивный деятель. И.А. Тихомиров был сотрудником Ярославской губернской ученой архивной комиссии: архивариусом, библиотекарем, делопроизводителем, хранителем музея (Древлехранилища). В очерке «Ярославское зодчество» И.А. Тихомиров дает характеристику памятникам ярославского зодчества, начиная с самой ранней каменной постройки — Спасо-Преображенского собора в Спасо-Преображенском монастыре 1516 года. 
#6
Тихомиров выделяет среди ярославских храмов два типа — галерейные и трапезные, так же он выделяет два типа  колоколен — шатровые и беседочные. При описании храмов Тихомиров отмечает значимые детали внутреннего убранства: иконостасы, иконы, произведения декоративно-прикладного искусства и т. д., приводит связанные с ними исторические данные, легенды и предания. Он пишет, что художественные достоинства храмов различны, есть «скромные, простые, даже неказистые. Но в научном отношении почти каждая церковь представляет тот или иной интерес».
#12
Общий тон очерка И.А. Тихомирова отличается и от бесстрастных описаний архитектурных особенностей храмов их настоятелями, и от восторженных описаний искусствоведов. Он не только резко критикует поздние перестройки, искажающие облик храмов, но и находит недостатки почти у каждого памятника архитектуры, в том числе и у таких признанных шедевров, как церкви Иоанна Предтечи, Ильи Пророка. Вот как описывает он Ризположенский придел храма Ильи Пророка: «Шатер груб и громоздок, венечные кокошники низки и некрасивы». А храм Иоанна Златоуста в Коровниках, по мнению И.А. Тихомирова, «будучи стройным в своем общем… несколько вычурен в частностях, вследствие чего вблизи он производит худшее впечатление, чем издали».
#7
Нил Григорьевич Первухин (1874-1954) — педагог, краевед, музейный деятель, знаток искусства древнего Ярославля. Он одним из первых заговорил о «золотом веке» Ярославля, пустил в обиход меткую характеристику местного купечества — «маленькие Медичи В очерке «Ярославская художественная старина» Н.Г. Первухин сначала дает краткую характеристику ярославских памятников архитектуры, иконописи, фресковой росписи, деревянной резьбы, старинного шитья и др.

Храм Иоанна Предтечи. Фото из книги «Ярославль в его прошлом и настоящем»
#13
Смело можно сказать, что ярославские храмы являются богатейшими музеями этой русской художественной старины, сохранившими ее гораздо полнее и цельнее, чем даже знаменитые московские «сорок сороков» с кремлевскими соборами.
Н.Г. Первухин, из книги «Ярославль в его прошлом и настоящем»
#15
#14
Очерк построен не по хронологическому принципу и начинается с описания Успенского кафедрального собора, который «в художественном отношении уступает многим ярославским церквам, но слишком связан с историей города, чтобы любознательный турист мог пройти мимо него совершенно равнодушно». Далее описание храмов следует в порядке, удобном для их осмотра. Это круговой маршрут, на котором отмечены церковь Ильи Пророка, Николы Надеина, Варвары Великомученицы, Власьевского  прихода, Николы Мокрого, Иоанна Предтечи в Толчкове. Завершается маршрут в Спасо-Преображенском монастыре. При описании храмов Н.Г. Первухин большое внимание уделяет фресковым росписям, упоминает о старинных и почитаемых иконах, произведениях деревянной резьбы, колоколах и т. д.
#16
Обложка книги «Ярославль в его прошлом и настоящем»
Рисунок обложки для книги выполнил художник Антон Иванович Кандауров (1863-1930). Он иллюстрировал произведения А.С. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого. Жил в Петербурге, Тифлисе. Ярославле. Книга напечатана в типографии Ярославского губернского правления. Это одна из первых типографий в Ярославской губернии. Разрешение на ее открытие было дано в 1819 году. Здесь печатались не только официальные документы, но и заказы частных лиц, организаций.
#9
В книге имеется ряд иллюстраций: изображения памятников архитектуры, произведений искусства, виды города. Часть фотографий размещена в тексте, изображения более высокого качества наклеены на отдельные листы.
#10
Книга хранится в отделе краеведения Ярославской областной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова. Цифровая копия издания доступна на сайте библиотеки.
#11
читать дальшескрыть

Ярославль в его прошлом и настоящем

Время создания
1913
Место создания
Ярославль
Размер
24,8x16,8 см
Техника
Типографская печать
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%